Денег будет больше, но по-прежнему мало
Муниципалитетам Ростовской области с 1 января 2020 года полностью отдали транспортный налог. Теперь он будет зачисляться не в бюджет региона, а формировать местные дорожные фонды. На этом все субсидии на содержание дорог муниципалитетам отменили. Местные власти такому решению вроде как рады, однако никаких глобальных изменений в части качества содержания дорог ждать не стоит.
По словам замгубернатора — министра финансов Ростовской области Лилии Федотовой, дорожные фонды муниципалитетов отныне наполняются из трёх источников — акцизов от нефтепродуктов (были переданы на местный уровень в 2014 году), транспортного налога и дополнительных источников, которые изыскивают местные власти. В общей сложности в 2020 году ожидается, что транспортного налога в Ростовской области будет собрано на сумму 3,4 млрд рублей. Треть из этой суммы уйдёт в Ростов.
— Мы делали сравнение, и абсолютно в каждом муниципалитете та субсидия, которая выделялась на содержание дорог из бюджета области, была ниже той суммы, которую они получат в дорожные фонды от передачи транспортного налога, — заявила Федотова. При этом признала, что поступление этих денег в местные бюджеты будет неравномерным — юридические лица платят транспортный налог раз в квартал, а физические — раз в год, с июля по декабрь.
Она также припомнила, что в 2014 году, когда муниципалитетам передавались акцизы от нефтепродуктов, никаких вопросов ни у кого не возникало. С транспортным налогом получилось почему-то не так, местные власти идея губернатора взволновала не на шутку. Однако открыто никто сомнений не высказывал. За исключением лишь замглавы администрации Ростова Константина Солонского.
— Да, транспортный налог нам передали, но его реально хватит только на содержание улично-дорожной сети. Какое бы оно там ни было — летнее или зимнее. Плюс текущий ремонт и разметка — вот в принципе и всё. Никакого перспективного развития не будет за счёт тех денег, которые нам передадут, — говорил он в начале декабря 2019 года на одном из комитетов Заксобрания.
Однако уже в начале февраля 2020 года на круглом столе, посвящённом передаче транспортного налога, Солонский сказал прямо противоположные вещи. То ли ещё раз всё пересчитал, то ли сказалось личное присутствие Лилии Федотовой.
— Передача транспортного налога для Ростова является очень важным, знаковым событием. Хотелось бы поблагодарить губернатора, Заксобрание и, конечно же, наше министерство финансов. Для Ростова это означает плюс 28% тех денег, которые мы направляем на содержание дорог. Это большое подспорье, и, уверен, в ближайшее время мы увидим качественный рывок в качестве содержания улично-дорожной сети Ростова, — заявил Солонский.
Его оптимизм поддержал и глава администрации Шахт Андрей Ковалёв. Добавил лишь, что неплохо бы как-то ускорить работу по должникам, а то исполнительные листы из мировых судов до приставов могут идти 3-4 месяца.
Подпортить общие восторги решился лишь глава Тацинского района Николай Кошелев. Дорожный фонд его муниципалитета прирастёт сразу с 33,6 до 52,2 млн рублей, однако проблем при этом станет больше.
Во-первых, говорит он, основная часть налога будет поступать только ближе к концу года.
— Учитывая среднемесячный платёж за содержание дорог, в первом полугодии — а это зима-весна — имеющихся денег на выполнение работ будет недоставать, — заявил он.
На это Лилия Федотова ответила, что нельзя тратить деньги дорожного фонда ни на что, кроме дорог, а вот деньги, выделенные муниципалитету на бюджетное выравнивание, можно потратить и на дороги, пока не начал поступать транспортный налог. Однако в муниципалитетах не только с дорогами есть проблемы, так что какая-то сфера в итоге может недополучить.
Далее Кошелев указал на проблемы с недоимкой по транспортному налогу. На примере Тацинского района доля тех, кто просто не платит, составляет 15,6%. Остальные долги — это начисление налога на умерших граждан; на граждан, которые давно уже не живут в этом районе, а зачастую даже и в Ростовской области; просто некорректные данные в налоговой базе; начисление налога на граждан, которые на самом деле не являются владельцами налогооблагаемого автомобиля.
В итоге 54% всей недоимки, говорит Кошелев, взыскать невозможно. Но и механизма списания этих долгов нет (правда, Федотова с ним не соглашается и говорит, что на самом деле он есть).
Однако тут же выяснилось, что проблема ещё сложнее: спрашивать за сбор недоимки будут с муниципалитетов, однако данные по должникам им получать не положено. Как пояснил присутствовавший на круглом столе сотрудник УФНС, этой истории всего пара лет.
— 2-3 года назад всем муниципалитетам направлялись для работы списки физических лиц задолжников, все вы помните, — обратился он к собравшимся главам администраций. — Но потом возник случай — человек пожаловался, что мы передали его личные данные. Было приличное расследование, и нас наказывали. Так что, к сожалению, списки мы больше не дадим.
Под общий возглас «а как же тогда собирать?» кто-то вспомнил, что раньше на некоторых предприятиях практиковалось вывешивание списка должников по налогам на самом видном месте. Однако обсуждения такой меры воздействия так и не состоялось.
Дальше слово взяла замминистра транспорта Ростовской области Елена Козловская, которая поспешила успокоить глав муниципалитетов фразой: «Мы вас не бросаем!» По её словам, год только начался, и не исключено, что какие-то субсидии в случае необходимости муниципалитетам на дороги передадут. Однако и на некое лукавство со стороны местных властей замминистра не преминула указать.
— Мы проанализировали ваше планирование дорожных фондов. И если в прошлом году практически все планировали привлечение неких дополнительных источников, то после передачи транспортного налога таких территорий осталось всего 11. То есть вы решили, что денег с налога вам будет достаточно, — заявила она.
Отдувался за всех опять же глава Тацинского района, который указал, что проблема не в налоге, а ни много ни мало в существующем государственном подходе к содержанию местных дорог. Так, по словам Николая Кошелева, в 2019 году на содержание километра дороги федерального значения выделялось 917,8 тысячи рублей, регионального и межмуниципального — 222,7 тысячи рублей, местного — 93,4 тысячи.
— Видя эти цифры, нам надо выйти на федеральный уровень и ещё раз оценить масштаб бедствия. Сегодня он гораздо больше, чем тот объём финансирования, который мы имеем. В некоторых населённых пунктах нет дорог с твёрдым покрытием, нет тротуаров, а существующие дороги находятся в ненормативном состоянии. И даже при том значительном увеличении средств в дорожном фонде {за счёт передачи транспортного налога. — donnews.ru}, что мы получили, с ситуацией мы не справимся. Средств надо гораздо больше, — заявил Кошелев.
Он добавил, что, к примеру, дефицит бюджета его района не позволит ни планировать, ни капитально ремонтировать, ни тем более строить новые дороги.
Добавим, что буквально на днях губернатор Василий Голубев привёл итоги очередного большого соцопроса, который ежегодно проводится в Ростовской области. Примерно 15 тысячам респондентов почти всех муниципалитетов задали вопрос, что их больше всего беспокоит. В итоге в 2019 году почти половина ответила, что больше всего их волнует низкое качество дорог в населённых пунктах.