На днях стало известно, что в России снимут первый фильм о маньяке Чикатило. Его в фильме «Казнь» сыграет Виктор Сухоруков, следователя — Александр Паль. «А вы о ком из ростовчан хотели бы увидеть фильм?» — спросили мы известных земляков.
Дмитрий Дибров: «Андрей Чикатило был студентом моего отца. Папа принимал экзамены на дому, и я его видел у нас (Чикатило заочно учился на филфаке РГУ, деканом которого был Александр Афанасьевич Дибров. — «Нация»). Помню, папа, закрывая дверь за Чикатило, говорил маме: «Таня, кажется, из него выйдет педагог, клянусь, хороший педагог». Вышел!..
Я бы хотел, чтобы киношники наконец сняли фильм о таких людях, как ростовские цеховики. Это были люди, неподконтрольные чертовому пролетарскому государству, люди, свободные духом.
Однажды, где-то в классе девятом, я сказал своему дяде, что хочу быть цеховиком — «как ты». «Ну, поехали, я тебе цех покажу», — ответил он. Мы отправились в станицу Семикаракорскую, вошли во двор, обнесенный массивным бетонным забором. Первое, что я увидел: сидят бабки, шьют трусы «Ну, погоди!». Да, это был целый цех по пошиву трусов. А дальше предо мной предстал двухэтажный особняк, из окон которого ревел Deep Purple. Это 1974 год! Полуголые юные красавцы и красавицы шили джинсы Levi`s, башмаки Pollini, которые потом отправлялись в Москву, в Ленинград, в Ялту. Они были свободны духом. Видели б вы моего дядю — это ж был американский сенатор. И плакали ваши Суслов, Брежнев, Подгорный, Андропов. В Ростове их и не было, потому что были цеховики. Вот об этом и надо снимать кино, а вы про Чикатило…»
Виктория Лопырева
Телеведущая, фотомодель
— О психоаналитике Сабине Шпильрейн (1885-1942), ученице Юнга, казненной фашистами вместе с ее двумя детьми в Змиевской балке. Будь я сценаристом, непременно написала бы сценарий о жизни этой загадочной женщины, уроженки Ростова-на-Дону.
Никас Сафронов
художник
— В 1970-х я учился и жил в Ростове-на-Дону. В то время в городе орудовала банда братьев Тостопятовых — «фантомасов», которая грабила магазины, кассы заводов, инкассаторов. Для меня это история — готовая криминальная драма. Ведь эти парни обладали отличными способностями к конструированию, изобрели самодельный автомат. Выходит, не смогли реализовать себя и стали бандитами. (О банде Толстопятовых в 2012 году был снят сериал «Однажды в Ростове», его продюсером выступил уроженец Ростова Сергей Жигунов.)
Снять фильм про Чикатило, я думаю, сама по себе плохая идея. Сухоруков — потрясающий актер, и он, скорее всего, сыграет хорошо, может даже, лучше него никто и не сыграет. Но о чем говорить в фильме? Зачем лишний раз муссировать историю убийцы, негодяя и больного человека? Говорят, плохая реклама — все равно реклама. Как бы плохо о нем ни сказали с экрана, все равно могут найтись люди, которые воспримут кино как руководство к действию.
Если говорить о конкретной личности — снимать надо, например, о Митрофане Борисовиче Грекове, замечательном художнике-баталисте (я закончил ростовское художественное училище им. Грекова).
Если же говорить о массовых историях — стоило бы снять большое кино об истинной трагедии казачества. Ведь если бы не было казаков, то и России давно бы не было. И это трагедия мирового масштаба; нужно показать, как их гноили в лагерях, расстреливали, как их после войны вернули назад союзники — зная, что казаки не останутся в живых при Сталине. В таком фильме я бы с удовольствием снялся сам или поучаствовал как художник.
Александр Шолохов
первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы, внук писателя Михаила Шолохова
— Наконец-то! Дождались! И это только первый фильм о Чикатило, «ура»...
Прискорбно, что именно этот представитель Ростова вызывает сейчас интерес. Человек (хотя его нельзя так называть), имя которого проклято не только семьями жертв, но и всеми жителями города.
К сожалению, такой выбор только подтверждает то, что мы ежедневно наблюдаем в новостях: очень трудно сделать положительный сюжет — для этого нужно вникнуть в тему, уметь хорошо говорить и писать. Для сообщения же о катастрофе, преступлении, трагедии главное сделать это максимально быстро, раньше других.
Ростов богат на замечательных людей, о которых, впрочем, вряд ли станут снимать кино — по вышеуказанной причине. Я с удовольствием и большим интересом увидел бы фильмы о ректоре ростовского университета, большом ученом Жданове, о потрясающих скульпторах с мировым именем Вучетиче и Королькове. О Шолохове, кстати. Причем, судьба каждого из них — это богатейший материал для сценариста, в них можно найти и драму, и комическое, и детектив.
Ольга Бухановская
психиатр, дочь психиатра Александра Бухановского, эксперта по серийным убийцам (сыграл важную роль в поимке Чикатило)
— Я противница фильмов о маньяках. Но раз хотят, пусть это будет фильм о людях, которые разоблачают, лечат, помогают в поимке преступников, фильм о том, как не допустить зло. (По словам режиссера «Казни» Ладо Кватания, «главная мысль картины — чтобы победить зло, надо стать еще большим злом».)
Если конкретно об истории Чикатило — там важно было участие таких людей, как мой отец, Александр Олимпиевич. Он активно помогал следователям, выполнял колоссальный объем работы, но и по-человечески переживал все это. В такой фильм я бы обязательно ввела еще одного героя — похожего на Чикатило в начале его пути, когда тот еще не совершил преступление, но уже появились первые внутренние конфликты. И вот этому, второму потенциальному маньяку помогают не допустить ошибку, профилактируют его случай. Фильм должен быть не о Чикатило, а о психологической проблеме, которую можно решить.