Азовская станция юных натуралистов – это и дом для животных, и лаборатория, и кружки по интересам, и клуб для общения. Здесь есть даже огород!
Екатерина ГОРПЕНЧЕНКО
В октябре этого года МБУ ДО «Станции юных натуралистов» исполнилось уже 43 года. Она — единственная такая в городе Азове и Азовском районе.
А начиналось всё с одного кабинета в детском Доме творчества (тогда – Дом пионеров). Там проходили занятия, там же находились растения и животные.
Позже юннаты переехали в старинный особняк конца 18 века в центре Азова, на улице Толстого. Где в стенах еще сохранились ниши печного отопления. До 1958 года там была музыкальная школа, а после — Управление образованием.
Многие советские школьники проводили на станции юных натуралистов все свое свободное время. И спустя много лет они снова возвращаются сюда, в родные стены, уже приводя своих внуков.
-Здесь естественно-научная среда: физика, химия, биология. Но мы также активно развиваем экологическую направленность: сотрудничаем с экологическим движением «ЭКА» и приютом для бездомных животных «Феникс». У нас много совместных проектов, – рассказывает директор станции юннатов Марина Анатольевна Поддубная.
На станции занятия ведут высококвалифицированные педагоги: Татьяна Васильевна Левченко – методист по воспитательной работе, психолог, учитель начальных классов, учитель этики и психологии семейной жизни; Наталья Валерьевна Сулейманова – методист по учебной работе, химик-преподаватель; Вероника Витальевна Махно – преподаватель эколого–просветительского всеобуча; Вера Васильевна Бажора — педагог- флорист. И практически каждый из них работает здесь более 20 лет. Например, Василий Васильевич Зарецкий — биолог — работает почти с самых истоков — 36 лет. Евгений Михайлович Хижняк — кандидат биологических наук — с юннатами уже 34 года.
Кролик Умчик и белка Марфа
Сюда приходят дети в возрасте от 5 до 18 лет. А помимо всех желающих, здесь занимаются ребята из экологического отряда, состоящего из шести человек от каждой школы. Обычно это дети 6 – 7 классов.
У юннатов множество разнообразных животных: птицы, морские черепахи. Здесь живет кролик Умчик, морская свинка Катя, чилийская белка Марфа и хомяк Терминатор. Их можно кормить, наблюдать за их жизнью, и не только в клетках. С ними можно гулять во дворе станции.
На станции также можно познакомиться с жизнью рыб и рептилий, посмотреть в микроскоп, прочитать научно-исследовательские журналы (некоторым уже более 40 лет!). А также посмотреть наблюдения за природой школьников города Азова, которые проводились более 50 лет назад.
Не у всех есть возможность держать дома питомцев. Бывает так, что у домочадцев аллергия, либо нет соответствующих условий. И многие дети приходят сюда, чтобы побыть с животными.
Но на станции юных натуралистов много и других увлекательных занятий. Можно выращивать растения, мастерить различные поделки. Есть здесь даже группа по изготовлению игрушек.
Станция состоит из кружков — объединений: «Диалоги о животных» — здесь занимаются с домашними любимцами. В группе «Цветик-семицветик» дети выращивают комнатные растения. В группе «Экологическая игрушка» шьют игрушки своими руками. А в «Мастерской природы» создают поделки из природного материала. Кроме этого, рядом с самой станцией есть опытный участок, здесь его называют огород. Там дети с удовольствием выращивают растения и проводят мичуринские опыты.
Педагоги станции постоянно развиваются, и совершенствуют свою программу обучения. Стандарты дополнительного образования позволяют писать собственные уникальные методики обучения для детей. И это дает прекрасные результаты. Например, авторская программа по гидробиологии и аквариумистике Евгения МихайловичаХижняка получила первое место на областном конкурсе.
У каждого предмета есть свое расписание. Каждое занятие длится два часа. Но это не школа, дети могут и переходить из кабинета в кабинет. Например, взять клетку с любимым хомяком, перейти в объединение «Эко-игрушка» и шить игрушку, наблюдая за любимым питомцем. Есть такие родители, которые приходят сюда вместе с детьми, и помогают им шить. Тут царит по-настоящему семейная атмосфера.
Здесь без дела не сидят
Очень нравятся ребятам лабораторные занятия с использованием микроскопов. Педагоги проводят интересные практические опыты, чтобы увлечь ребенка в процесс исследований.
-Мы рассматриваем готовые препараты корней растений, срезы, кожицу лука. В микроскопе дети смотрят строение клеток, митохондрии. Им становится интересно, и ради любопытства дети кладут в микроскоп и волос, и обычную почву, водяную ряску. Мы объясняем все то, что они видят — в школе этого уже не делают,- говорит Наталья Валерьевна Сулейманова, педагог -химик.
Ребята тут не сидят без дела. Занимаются исследовательской работой. Спасают птиц и ежей. Ведут дневники наблюдения развития с самого рождения животных, например хомячков. Они распределяют между собой ответственность за питомцев, измеряют их, взвешивают. Бывает, что и забирают домой.
Коридоры станции юннатов украшают многочисленные дипломы побед работ детей в разнообразных конкурсах — от естественно-научных до художественных.
Педагогический коллектив не отстает. Сейчас готовят очередную исследовательскую работу на областной конкурс, которая будет называться «Юные исследователи окружающей среды». В ней — исследование почв опытного участка при станции юннатов. Работа направлена на то, чтобы, исследовав характеристики почвы, дать рекомендации по качественному улучшению ее состава за счет удобрений и повысить урожайность. По сути — это серьезная работа почвоведа.
Кстати, дети с огромным удовольствием занимаются растениями. На опытном участке выращивают кабачки, помидоры, цветы и травы.
Юные мичуринцы
Раньше в каждой семье были огороды и дачи. Сейчас, к сожалению, все изменилось. Дети оторваны от природы. Где он может увидеть живую курицу, цветущий помидор? Часто мы сталкиваемся с тем, что они не знают, откуда берутся овощи, которые продаются в магазинах, – с горечью говорит Вероника Витальевна Махно, педагог-биолог. – А здесь мы им показываем весь процесс роста растения. От посадки рассады до образования плодов. Однажды на нашем участке вырос арбуз. Так сколько счастья было у детей!
Уникальность учебной программы станции юннатов в том, что она адаптирована для детских садов. В ней очень много практической части по уходу за растениями и животными для самых маленьких.
-Большей частью мы тут занимаемся опытнической работой. Например, сажаем два одинаковых растения. Только одно удобряем, а второе — нет. И через какое-то время смотрим на результат, — продолжает Вероника Махно. — У детей очень пытливый ум. И запоминают они легче на примерах.
Можно, допустим, просто запретить им обрывать листья летом. Но если при этом объяснить, что на веточках появятся ранки, и через них проникнут бактерии, и все растение заболеет, то дети не только не будут рвать листья и ломать ветки, но и расскажут об этом своим друзьям, предупредят родственников, – убеждена Вероника Витальевна. – Нынешнее поколение детей сильно отличается от того, что было еще 15 лет назад. Кажется, что они стали более замкнутые. Не могут открыто выражать свои чувства, много времени проводят в телефонах, боятся критики и осуждения. Кажется, что мы были проще. Больше общались, гуляли. Поэтому очень хорошо, что удается отвлекать ребят от мобильных устройств интересными занятиями у нас на стации.
У педагогов станции юннатов очень много интересных идей, для реализации которых им нужна поддержка. Впереди — ремонт. В планах — расширять работу станции. Здесь нужна современная химическая лаборатория, теплица, введение в практику новых интересных опытов. И все это ради того, чтобы будущие поколения не потеряли интереса к природе, к окружающему миру, не перестали любить животных.