Категорий льготников у нас в стране уже больше сотни. В списке – ветераны, инвалиды, «чернобыльцы», безработные, доноры, многодетные, «силовики»...
Но самой масштабной могла бы стать новая категория, которую предложил ввести депутат Госдумы Дмитрий Чернышов – «жертва перестройки».
Депутат считает, что «перестройка для миллионов жителей СССР стала геополитической и гуманитарной катастрофой».
Разве с этим поспоришь? Даже вспоминать не хочется, как разрушались экономика, нравственные идеалы, семейные ценности, здоровье, психика...
Отнести к новой категории предлагается тех, кому в годы перестройки было 25-40 лет. У каждого из этих людей – своя история выживания.
В моей жизни СССР рухнул как раз, когда заканчивала университет, вышла замуж, поселилась в семейном общежитии и забеременела. Так что история про очереди на морозе в ожидании бочки с молоком; невыплату зарплат на заводе, где работал муж; отключение зимой на неделю в общежитии одновременно света, отопления и воды (сыну было три месяца) – лишь малая часть моей горькой перестроечной правды.
Но до сих пор не могу забыть историю, которую рассказала в транспорте пожилая женщина. Ее сын в 90-е работал на Ростсельмаше. Зарплату не платили, кормить детей было нечем. Голодали. От безысходности он на велосипеде поехал из Ростова в Новошахтинск к родителям, чтобы взять хотя бы картошки и солений.
– Только въехал во двор и без сил упал на землю. А ну-ка, 80 километров отмахал на велосипеде на пустой желудок! – говорит женщина. – Мы тогда хоть свой огород имели. Собрали сумки, дали немножко денег на дорогу и посадили сына на обратный автобус. Через какое-то время он понял, что так больше продолжаться не может, ушел с завода и начал заниматься предпринимательством. Тоже, конечно, пришлось несладко – мотался за товаром, таскал на себе сумки огромные, но зато детей поднял и сам выстоял.
Но смогли тогда выстоять далеко не все. Некогда нормальные люди превращались в бомжей и пьяниц. Многих моих ровесников уже и вовсе нет...
Кто в те годы без какой-либо поддержки государства не сломался и без материнского капитала и практически без каких-либо пособий вырастил детей, конечно, заслуживают особого уважения.
Хотя идея с новым статусом «жертва перестройки» все-таки, думаю, обречена на провал. Как сегодня, спустя четверть века, определишь законодательно степень жертвенности, дающую право на льготы? И вообще, почему возрастная планка начинается с 25 лет и заканчивается в 40? Лично мне на тот момент было 23 года...
Вообще, тема последствий распада СССР такая болезненная, что от статуса «жертва перестройки» вполне можно перейти к идее статуса «дети перестройки», по аналогии с «дети войны». А что? Они тоже родились и подрастали во время полной разрухи, хотя и не от бомбежек…