Вначале народ нужно «просветить»… Так его легче потом оболванить.
~~~~~~
Свет, который ослепляет: парадокс просвещения масс
*«Да будет свет!» — но чей рукой зажжён этот факел?*
История знает немало моментов, когда благородная идея просвещения народа — образования, распространения знаний, идеологического воспитания — превращалась в инструмент манипуляции, в способ формирования послушной, управляемой массы. Сначала души озаряют светом новой истины, а потом в этом свете им показывают лишь то, что выгодно власть имущим.
Просвещение как прелюдия к контролю — этот парадокс проявляется там, где знание не освобождает, а формирует новые цепи. Невежественного человека сложно вести к великой (или ужасной) цели — он непредсказуем, скептичен, живет своими заботами. Но если ему дать систему идей, чувство причастности к «великому знанию», ощущение избранности — он сам пойдет в нужном направлении. Просветили — затем направили. Образовали — затем оболванили.
Исторические тени за светом прожекторов:
1. Французская революция и культ Разума.
Лозунги «Свобода, равенство, братство» и просветительские идеи Вольтера и Руссо стали духовной основой для свержения старого порядка. Но очень скоро революционеры начали «просвещать» народ через якобинский террор. Новый культ Верховного Существа и революционные праздники стали инструментами перековки сознания. Свет Разума ослепил настолько, что за ним не разглядели гильотину.
2. Советская агитация и образование 1920-30-х гг.
Ликбезы, рабфаки, всеобщая грамотность — великое достижение. Но параллельно шло тотальное идеологическое просвещение: через газеты, радио, искусство, школу. Народу объясняли «научную» теорию классовой борьбы, «законы истории», «превосходство социализма». Этот мощный поток знаний был строго фильтрован: светил только в одну сторону, оставляя за пределами сознания целые пласты реальности. Просвещенный советский человек часто становился искренним и убежденным винтиком системы.
3. Пропаганда Третьего рейха.
Геббельс не скрывал: «Пропаганда должна просвещать!». Нация была «просвещена» идеями национального возрождения, расовой гигиены, исторической миссии. Кино, радио, грандиозные митинги, даже архитектура — всё работало на создание нового человека, осознающего свое превосходство и долг. Это была блестящая, чудовищно эффективная система духовного обучения, где знание было ядом.
4. Современные медиа-реальности.
Кажется, мы живем в эпоху тотальной информированности. Но алгоритмы соцсетей создают «пузыри фильтров», персонально подобранный поток новостей и знаний. Человека «просвещают» — давая ему ощущение осведомленности, но часто это лишь укрепляет его в заранее заданном мнении, поляризует общество, делает управляемым через эмоции и упрощенные схемы.
---
*Что же делать?*
Исторический урок, возможно, в том, что истинное просвещение всегда многоисточниково и критично. Оно не боится вопросов, сомнений, диалога. Оно не вручает готовую картину мира, а дает инструменты, чтобы ее построить самому.
Свет, который не позволяет рассмотреть источник света, — подозрителен.
Знание, которое запрещает сомневаться, — не знание, а вера.
Просвещение, которое делает народ удобным, — предательство самой идеи Просвещения.
Будем же ценить тот свет, что разгоняет тьму, а не тот, что лишь рисует на стенах пещеры удобные для кого-то тени.
Читайте также
Комментарии