Дым и вино: почему Церковь по-разному смотрит на курение и алкоголь

Отношение Церкви к курению и его отличие от отношения к алкоголю — это тема на стыке богословия, канонического права и здравого смысла. И она часто вызывает недоумение. Почему в церковной среде, даже среди духовенства, можно встретить снисходительное отношение к «уважительному» перебранию спиртного, в то время как курение воспринимается как нечто строго табуированное?

Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья. Но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной. Не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Чем же курение может быть хуже?

«Курить — бесу кадить»

Обычно православные вспоминают эту известную присказку. И в этих словах есть глубокий историко-богословский корень. Собственно, каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» — курением фимиама или ладана. В Библии слово «курение» употребляется почти исключительно в сакральном значении: «...и курение на [жертвеннике] совершал пред Господом» (3 Цар. 9:25). Еще задолго до храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что дым, возносящийся к небу, угоден Ему.

Но ту же традицию воскурения благовоний имели и соседние народы, посвящая их своим языческим богам. Таким образом, в сознании верующих сформировалась четкая параллель: курение — это религиозный акт. И если человек совершает его не Богу, то значит, тем самым он кадит ложным богам — бесам.

Однако с этой логической цепочкой возникает проблема. Если сравнивать курение с употреблением алкоголя, то и вино изначально использовалось в религиозных церемониях — и у язычников, и, что важнее, в ветхозаветных жертвоприношениях и на Тайной Вечере. Более того, куря табак, человек вряд ли осознанно вступает в контакт с миром падших духов, а вот «допиться до чертиков» — состояние, увы, знакомое многим.

Суть не в ритуале, а в страсти

Сегодня курение полностью утратило какую-либо сакральность. Современный курильщик не думает о религиозном символизме дыма. Считать его идолопоклонником — наивно. Как говорил Господь: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Вот почему в некоторых Поместных Церквях (например, в греческой) курение не считается смертным грехом, а среди святых можно встретить курильщиков, как, например, святой царь-страстотерпец Николай II.

Так в чем же принципиальная разница для Церкви?

  1. Алкоголь — нейтрален, курение — нет. Вино может быть использовано во благо (в таинстве Евхаристии, для укрепления сил, для радости) и во зло (в пьянстве). Курение не имеет в себе никакой положительной или нейтральной «степени свободы». Оно с самого начала — служение страсти, зависимости, которая насилует тело, данное нам как дар Божий и храм Святого Духа. «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Никотин как раз и обладает.

  2. Отношение к телу. Церковь призывает к целомудрию, что означает целостность, трезвенность. Алкоголь в умеренности не разрушает эту целостность, а пьянство — разрушает. Курение же наносит прямой, систематический и научно доказанный вред здоровью с первой же затяжки, сознательно разрушая «храм Духа Святого».

Вывод: что же губительнее?

Непоследовательность в отношении верующих часто рождается из двойственности человеческой природы. Мы склонны оправдывать те слабости, которые считаем «социально приемлемыми» в нашей среде.

Но Церковь в своем идеале призывает не к выбору «меньшего из зол», а к свободе от зла вообще. И пьянство, и курение — это страсти, порабощающие волю человека. И если пьянство — это катастрофа стремительная, ведущая к падению и умному, и нравственного начала, то курение — это тихий, медленный яд, растлевающий тело и душу постепенно, приучая их к добровольному рабству.

Не будем обманывать себя, вдыхая едкий смертоносный дым, когда Господь дает нам возможность дышать благодатным воздухом свободы и жизни. И не будем искать оправдания одной страсти, осуждая другую. Истинная цель — быть свободными от обеих, чтобы ничто не мешало нам «прославлять Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

 

Автор  :   "Системный администратор ЛГ ".

 

Фото : "Любимый город"