Ростовская область готовится к реформе транспортного налога с 2026 года
В Ростовской области с 1 января 2026 года может быть введена прогрессивная ставка транспортного налога, которая станет первой за последние 18 лет. Важно подчеркнуть, что нововведение обойдет стороной владельцев общественного транспорта и все льготные категории граждан, как было заявлено в ходе общественных слушаний в местном Заксобрании.
Предпосылки для изменений
С 2008 года, когда налог устанавливался в последний раз, его ставка в регионе стала одной из самых низких в стране, отставая от средних значений по России на 35%. За это время автопарк области значительно вырос, достигнув 1,5 млн единиц и выведя регион на шестое место по автомобилизации в РФ. Такой рост парка создал беспрецедентную нагрузку на дорожную сеть, ведущую к ее ускоренному износу.
Финансирование ремонта ложится на муниципальные дорожные фонды, которые, по словам министра транспорта региона Алёны Беликовой, не успевают за реальными потребностями. «Фактические затраты на дорожные работы с 2008 года выросли в 4–12 раз, а материалы подорожали почти втрое. Трансферты из областного фонда, даже увеличившись до 12,3 млрд рублей в 2025 году, не покрывают всех нужд», — констатировала министр.
Муниципальный аспект
Для многих районов транспортный налог — краеугольный камень дорожного бюджета. Например, в Гуково он формирует 74% местного дорожного фонда, который составляет всего 60 млн рублей. «Справиться с нагрузкой, особенно после роста грузового трафика, своими силами муниципалитет не в состоянии», — подтвердила заместитель главы администрации Гуково Наталья Обломова.
Ожидается, что реформа обеспечит муниципалитетам финансовую самостоятельность: прогнозируется рост их доходов на 1,9 млрд рублей в 2026–2028 годах.
Ключевые детали поправок
Планируется двухэтапное повышение (в 2026 и 2027 гг.) для 18 из 22 категорий транспорта. К примеру, налог на малолитражные автомобили старше 10 лет (до 100 л.с.) вырастет с 696 до 1044 рублей. Для более новых машин той же мощности платеж поэтапно достигнет 1800 рублей.
Льготы сохранятся для участников СВО и их семей, а для инвалидов всех групп вводится единый подход — освобождение от налога на транспорт мощностью до 150 л.с.
Международный контекст
Транспортный налог существует во многих странах, но подходы к его взиманию сильно различаются:
-
Германия: Налог напрямую привязан к экологическим стандартам. Владельцы автомобилей с высокими выбросами CO₂ платят значительно больше.
-
США: Единого федерального налога нет. В каждом штате свои правила. Часто налог включен в стоимость бензина или взимается при ежегодной регистрации транспортного средства.
-
Великобритания: Существует ежегодный «налог на дорожный транспорт» (Vehicle Excise Duty), размер которого также зависит от уровня выбросов CO₂. Электромобили от него освобождены.
-
Япония: Владельцы авто уплачивают два основных налога: при приобретении (налог на авто) и ежегодный — на вес автомобиля, что стимулирует покупку более легких и экономичных моделей.
Окончательное решение по ростовской инициативе будет принято на заседании Заксобрания 20 ноября 2025 года.
Комментарии