Осторожно с клятвами: почему верующим стоит быть осмотрительными в своих обещаниях
Можно ли давать клятвы Богу? Мнение священника и библейская трактовка.
В повседневной жизни верующим людям следует избегать легкомысленных клятв и торжественных обещаний, особенно тех, что призываются именем Бога. Об этом, напоминая слова Самого Иисуса Христа, рассказал протоиерей Александр Ильяшенко.
Библейский фундамент: «Да» и «Нет» вместо клятв
Спаситель в Нагорной проповеди дал четкое наставление: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя... Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея, 5:34-37).
Эти слова были обращены к обществу, где клятвы были обыденным делом. Христос учит, что для честного человека достаточно простого слова. Честность должна быть таким фундаментальным качеством, что любое дополнительное усиление обещания клятвой становится излишним. Протоиерей Ильяшенко подчеркивает: подобные напрасные клятвы в бытовых ситуациях неугодны Богу, так как превращают священное в нечто обыденное и могут быть нарушены по легкомыслию.
Жизненный пример: Представьте человека, который в порыве чувств клянется Богу начать новую жизнь «с понедельника» — бросить курить, регулярно читать Священное Писание или помогать нуждающимся. Но проходит неделя, энтузиазм угасает, и данное обещание забывается. Такая неисполненная клятва становится не выполнением обета, а грехом, бременем на душе.
Когда торжественное обещание уместно?
Однако это не означает, что Церковь полностью отвергает любые клятвенные обещания. Как пояснил протоиерей, они могут быть уместны и даже необходимы в исключительных, судьбоносных моментах, когда от слова или поступка человека зависит его собственная судьба, благополучие семьи или даже целого народа.
В качестве яркого примера отец Александр привел стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино», где солдаты дают клятву верности перед решающей битвой:
«И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».
Эта клятва была не бытовым преувеличением, а актом высочайшей ответственности и готовности положить жизнь за свою землю и веру. Подобные обеты — при вступлении в брак (таинство Венчания), при принятии воинской присяги или при рукоположении в священный сан — являются серьезными и осознанными актами перед лицом Бога и общества.
Резюме: Таким образом, Церковь не выступает против клятв как таковых. В истории России и других православных держав присяга на верность была священным долгом. Проблема заключается не в самой форме, а в содержании и обстоятельствах. Высокопарные клятвы в обыденной жизни не нужны и опасны, в то время как в моменты истинной ответственности и служения они находят свое законное место.
Автор : "Системный администратор Вселенной".
Фото : "Любимый город"
Комментарии