Влияние моды на наше восприятие и мышление.
Эксперты говорят, что можно ли остаться собой, гоняясь за трендами.
Ван Нин, владелец бренда «Лабубу», стал очень богатым. Все хотят иметь эту штуку, и это не единственный случай, когда какая-то модная вещь меняет рынок. «Известия» решили разобраться, где заканчивается мода и начинается стадное мышление, как не стать рабом трендов и почему полное игнорирование моды тоже не круто.
Фото: TASS/Zuma
Как фанаты сделали Лабубу популярным
Когда люди начинают слепо следовать модным тенденциям, они теряют свою индивидуальность. Это мнение международного эксперта по стилю Александры Левитиной. Она считает, что одежда — это как текст, который мы читаем, и он несет определенные смыслы. Между тем, что нравится тебе, и тем, что модно, всегда есть большая разница.
По словам Левитиной, мода 20-х годов нового века — это не просто вещи, а игра в символы. Подвеска или сумка могут рассказать о тебе больше, чем люксовый костюм. Раньше тренды задавали дизайнеры, но сейчас многое рождается на улицах и в соцсетях. Так получилось и с Лабубу.
Как пишет модный портал Business of Fashion, Лабубу стали популярны в Китае благодаря фанатам, а не с подиума. Очереди в магазин Popmart стали вирусным контентом и задали тренд. Vogue Arabia отмечает, что этот символ из массовой культуры быстро проник в мир люксовых аксессуаров, став противоположностью «тихой роскоши».
Левитина считает, что это доказывает, что обычный человек может задать тон, если его выбор совпадает с трендами и превращается в социальный сигнал.
— Лабубу — яркий пример этого тренда. Это знак принадлежности к поколению TikTok и модному сообществу, игра в постиронию и культурный код, — говорит Левитина.
С точки зрения психологии, Лабубу — это вещь, которая дает эмоциональную поддержку и чувство принадлежности к сообществу.
— Подвеска меняет образ владельца: строгая сумка с мультяшным брелоком делает образ мягче и дружелюбнее, — отмечает Левитина.
Но теперь, когда каждый второй носит Лабубу, об индивидуальности можно и поспорить. Важно то, какую историю ты рассказываешь через аксессуар. Чтобы не стать рабом моды, Левитина советует воспринимать ее как инструмент для развития вкуса и стиля, а не как готовое решение.
Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев
Почему не Чебурашка
Клинический психолог Сергей Волков считает, что сейчас любая продажа — это результат социальной инженерии. Это создание условий и информационной среды, чтобы скрыто управлять обществом.
— Развитие соцсетей внедрило в процесс принятия решений эмоциональный компонент. Теперь важен не товар, а история, которую предлагают вместе с ним, — говорит Волков.
С его точки зрения, Лабубу — это история скандалов и противостояния им. При этом наш Чебурашка ничем не отличается от Лабубу, но у него нет такой мощной информационной истории и такого накала эмоций. Люди теперь выбирают не только пользу, но и свое отношение к вещи.
Волков называет эмоции и ощущения атрибутами реального и живого. Современное общество испытывает подобные чувства не только к людям, но и к вещам.
— Организованы две реальности: та, в которой мы живем, и та, в которую мы верим в сети нашей фантазии. И за счет маркетинговых инструментов бизнес продает реальные товары людям, находящимся в нереальных фантазиях. В рекламе это называется «бренд», — резюмирует Волков.
Фото: TASS/EPA/CLEMENS BILAN
Управление психикой человека
Человек, слепо следующий моде, теряет контроль над своей жизнью, потому что начинает зависеть от чужого мнения, замещает реальность чужими установками, предупреждает Волков.
— Просто кто-то это понимает и радуется новому, кто-то борется и видит во всем заговор теневого правительства, а кто-то не заморачивается, — комментирует Волков.
По его мнению, первые любят идти за трендами: это привлекает к ним внимание, дает чувство новизны и лидерства, повышает статус и самооценку. Вторые как оппозиция опровергают важность трендов, удерживают бизнес и моду в определенных рамках морали и культурных норм, чтят традиции, защищая и развивая базовые основы общества. Третья группа вообще не интересуется модой, а покупает то, что найдет на прилавках, поэтому всё равно так или иначе потребляет новые тренды.
Волков подчеркивает, что тренды важны не только для людей, но и для рынка. Они способствуют сменяемости товаров и технологий, расширению рынка и развитию инноваций. Если человек не носит Лабубу или не следует трендам, он может прослыть ретроградом. Но Волков ничего плохого в ригидном мышлении не видит. Эти люди сохраняют традиции и создают альтернативное мнение, которое обычно перерождается в новый мейнстрим.
Фото: ТАСС/Сергей Булкин
Модный выбор
Левитина уверена, что слепое следование моде не имеет ничего общего со стилем.
— Если модный пиджак не идет, не стоит его покупать только потому, что он актуален. Одежда должна работать на личность. Важен сам человек с его психотипом, внешними данными и социальной ролью, следует учитывать контекст ситуации, подходящий стиль и дресс-код, если он есть, — советует Левитина.
Она рекомендует не забывать, что гардероб формируется цельно, то есть образами. Надо заранее представить, с чем можно будет надеть конкретную вещь, а не брать просто пиджак или платье.
— Базового гардероба для всех не существует: у каждого он свой, — подчеркивает Левитина.
По ее словам, стиль не формируется от набора супермодных вещей.
— Наверняка все встречали человека, полностью одетого в модные вещи, но выглядящего безвкусно. Стиль — это понимание эстетического направления, акцентов в образе, аксессуаров, правильных пропорций. Это создает актуальность, а не ощущение супермодности, — комментирует Левитина.
Чтобы сохранить индивидуальность, она советует находить точки отличия: неожиданный аксессуар, винтажную деталь или личный цветовой акцент.
Фото: REUTERS/Evgenia Novozhenina
Комментарии