С осени 2026 года Россия вступает в новую эру своей системы образования. Главной новинкой станет то, что содержание единого государственного экзамена (ЕГЭ) полностью совпадёт с программой школьных преподаваний. Эта инициатива, озвученная в Рособрнадзоре, призвана повысить прозрачность и объективность итоговой аттестации, позволяя выпускникам демонстрировать знания, приобретённые за все годы обучения в школе.

Что меняется в ЕГЭ-2026?

Основное изменение — экзамен будет заточен под учебную программу. Каждое задание предельно ясно связано с конкретными пунктами школьной программы и соответствующими классами обучения. Это особенно важно для повышения понятности и справедливости оценки — теперь школьники смогут легче понять, что именно входит в проверяемый материал. В русском языке появится нормативный словарь, который даст возможность выпускникам оспаривать оценки, основанные на этом источнике.

В области информатики купируются сложности с форматом данных — тесты теперь сводятся к использованию российских и открытых программных продуктов, что должно упростить подготовку и повысить актуальность знаний.

Экзаменационные проекты уже доступны для девятиклассников, а подготовка к выпускному — продолжается. Итоговая цель — проверить именно те знания, которые преподаватели дают на уроках, а не сторонние навыки или знания за пределами школьной программы.

Реальность реализации реформы

Несмотря на кажущуюся очевидность — проверка знаний именно по школьной программе, — реализация этого принципа сталкивается с трудностями. Эксперты объясняют, что содержание экзаменов сейчас находится под пристальным наблюдением — никто не допускает включения непредусмотренных программой тем. Основной задачей является проверка «сквозных» тем, которые важны как для школьного курса, так и для дальнейшего обучения в вузе.

Формируют мнение о значении учителя и его роли — насколько он придерживается установленной программы и как подготовлены школьники. Все системные изменения требуют слаженной работы всех участников процесса, ведь содержание образования и качество результатов — взаимосвязаны.

Демоверсии по предметам, таким как история и обществознание, демонстрируют текущий уровень изменений. В то время как демоверсии остаются в рамках школьной программы, реальный уровень сложности экзамена остается зачастую выше, приближаясь по уровню к вузовским требованиям. В будущем могут появиться новые темы, пока не отражённые в текущих версиях.

Рынок репетиторства: будет ли тестировать систему или исчезнет?

Многие ожидали, что ужесточение привязки экзамена к школьной программе снизит спрос на платные подготовительные курсы. Однако эксперты убеждены, что материнский институт — рынок репетиторства и частных курсов — останется востребованным.

Причины этого:

  • Индивидуальный подход, которого часто не хватает в школе.
  • Не все школы могут обеспечить возможность самостоятельной и онлайн-подготовки.
  • Наличие различных уровней подготовки школьников.

Хотя развитие цифровых образовательных ресурсов способно частично снизить спрос, полностью он не исчезнет. Комплексы факторов, такие как нехватка учителей и разрозненная подготовка в школах, делают частное обучение актуальным и необходимым.

Объективность итогов: помощник в развитии или усреднение способностей

Многие задаются вопросом: будет ли новый ЕГЭ честно показывать знания школьников за все годы обучения или просто усреднит их результаты? Некоторые эксперты считают, что ЕГЭ — это лишь один из многих факторов, влияющих на развитие учеников.

Татьяна Дорохова говорит, что не стоит бояться усреднения. Она объясняет, что социализация происходит не только в школе, но и в других местах. ЕГЭ — это всего лишь один из многих способов проверить, насколько ученик готов к жизни. Есть и другие возможности для развития, такие как участие в конкурсах и олимпиадах.

Александр Шевкин, заслуженный учитель России, напоминает, что ЕГЭ был создан не только для проверки знаний, но и для отбора лучших учеников, которые смогут поступить в сильные вузы. Он считает, что школьный экзамен должен проверять только те знания и умения, которые ученик получил в школе.

С другой стороны, Зоя Прошкова считает, что ЕГЭ может помочь сильным ученикам показать свои способности. Она говорит, что лучшие ученики будут выделяться благодаря тому, что они хорошо учатся в школе. Кроме того, успешные ученики смогут показать свои достижения в портфолио и получить дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Эксперты считают, что, несмотря на возможные усреднения и снижение некоторых результатов, общий результат станет более объективным, а конкуренция останется.

Перспективы: какие трудности нас ждут

Все согласны, что реформа ЕГЭ — это шаг вперед. Однако остается вопрос: насколько реально ожидать больших изменений, если роль ЕГЭ останется прежней?

Ирина Плясова, психолог-педагог из Московского городского педагогического университета, говорит, что стране нужны специалисты, которые готовы работать и участвовать в жизни общества сразу после окончания учебы. Для этого нужно понимать, какие навыки и знания нужно развивать у нового поколения. Важно не только определить конечный результат, но и понять, как этого можно достичь.

Однако, по мнению Плясовой, есть проблема: школа и семья часто изолируют детей от общества. Поэтому ЕГЭ просто фиксирует то, чего сама система образования зачастую не создает.

Эксперты утверждают, что для улучшения ЕГЭ нужно не только пересмотреть задания, но и модернизировать весь учебный процесс и подходы к оцениванию.

Итог

Реформа призвана сделать ЕГЭ более прозрачным и соответствующим учебной программе, но практика показывает, что изменения требуют времени и системного подхода. Важнейшие вызовы — адаптация системы, подготовка педагогов и формирование устойчивого рынка дополнительных образовательных услуг.
Реальная трансформация образовательной системы ещё впереди, и её успех зависит от того, насколько легко смогут все участники — школа, преподаватели, ученики и родители — перейти на новый уровень взаимодействия и обучения.

 
 

 

Фото: Global Look Press/Vladimir Melnikov