7 февраля 1943 освобожден город Азов

2024-02-07 08:43:19

Освобожден Азов в 1943 
В ночь на 7 февраля 1943 г. войска 151-й и 320-й дивизии 44-й армии Южного фронта вели бой за Азов. К 11 часам утра город уже был полностью очищен от врагов. Однако, оставаясь до августа в прифронтовой полосе, Азов ещё неоднократно бомбили, но восстановительные работы здесь уже начались. И предприятия заработали — нужно было кормить и одевать фронт.

В феврале 1943 года началось освобождение юго-восточного Приазовья от немецких захватчиков. На этой территории располагались три района: Азовский, Александровский и Самарский. Впоследствии они были объединены в Азовский район.

Город Азов, являющийся центром Азовского района, был освобожден советскими войсками 7 февраля. Однако в начале января 1943 года Приазовье уже получило информацию о приближении Красной Армии. Азовский подпольный райком ВКП(б) и руководство азовского партизанского отряда разослали листовки старостам сел района с требованием сохранить имущество колхозов от разграбления оккупантами и в начале февраля восстановили советскую власть в прибрежных селах от Порт-Катона до Круглого.

В это же время войска Юго-Западного и Южного фронтов продолжали наступление на Ростов. Часть войск Закавказского фронта, включая 4-й Кубанский и 5-й Донский гвардейские кавалерийские корпуса, должны были продвигаться на Ставрополь и Тихорецк для поддержки левого фланга 28-й армии. 44-я армия под командованием генерал-майора Василия Хоменко начала наступление в направлении от устья Терека до станции Червлёной, с целью достичь Таганрогского залива восточнее Ейска и его форсирования. Однако 24 января ставка Верховного Главнокомандования преобразовала Северную группу войск в Северо-Кавказский фронт и изменила направление основного удара, включив в состав фронта кавалеристов Дона и Кубани, а также силы 44-й армии. Теперь 44-я армия должна была поддерживать наступающие на Ростов советские войска на левом фланге и выйти к Азову. Таким образом, Азов появился на оперативных картах этих войск.

В ходе боев 44-я армия достигла Приазовья в истощенном состоянии. Самых сильных полков и дивизий ждало почти 700 километров зимнего пути через сложную местность, в условиях нехватки боеприпасов, продовольствия и снаряжения. Также не хватало зимней экипировки. Командование понимало, что для разгрома противника на широком фронте необходимо обеспечить материальные и человеческие ресурсы. Однако у 44-й армии не было такого резерва, и ее наступление постепенно сокращалось.

По данным разведки, противник в Приазовье не имел непрерывной линии обороны, но создал стационарные укрепления в отдельных населенных пунктах, подкрепленные мобильными группами.

Первыми на территорию Александровского района в начале февраля вошли подразделения 151-й стрелковой дивизии под командованием полковника Андроника Саркисяна. 4 февраля 1943 года, после освобождения Александровки, дивизия продвигалась в направлении Азова. На правом фланге должна была наступать 320-я дивизия под командованием полковника Алексея Зажигалова. Глубокий снежный покров и морозы в 20 градусов затрудняли передвижение войск и техники. Бойцы страдали от обморожений. Однако откладывать наступление на Азов было невозможно, поскольку солдаты стремились в бой.

Азов, кажущийся незначительным и беззащитным городом, имел важное географическое преимущество - находился в устье реки Дон. Поэтому войска в разведке выяснили, что противник намерен удерживать Азов во избежание угрозы для своего форсирования реки. С учетом этой информации, штаб армии отдал приказ 151-й и 320-й стрелковым дивизиям нанести удар по Азову и освободить его. Таким образом, будет предотвращено создание противником оборонительного рубежа, который мог бы помешать отходу войск из Ростова на Таганрог.

На дальних подступах к Азову, в сёлах Самарском, Кугее, Пешково и Кагальник, противник занял оборонительные позиции. Во главе наступавшего отряда был командир 581-го полка подполковник Саен Маркарович Мартиросян, который вел своих солдат к селу Пешково, всего в нескольких километрах от Азова. Только к вечеру 5 февраля полк Мартиросяна занял Пешково и передал позиции резервной 416-й дивизии и 133-му гвардейскому миномётному полку РГК, которые пришли в село Головатовка. Для блокировки шоссейной и железной дороги Батайск-Азов, командование 151-й дивизии решило выдвинуть подразделения 581-го полка в район Кулешовки. Ночной переход закончился к утру 6 февраля. Бойцы оказались в окопах, засыпанных глубоким снегом, наблюдая за движением вражеских сил в Красногоровке и на восточной окраине Азова. В это же время к селу Кугей подошел 683-й полк 151-й дивизии под командованием подполковника Г.Л. Чиквадзе с батареей 45-милиметровых пушек. В быстром бою за это село полк уничтожил роту противника, а командир артиллерийской батареи, лейтенант Курганов, позже будет награжден орденом Красной Звезды.

Командир 626-го полка подполковник Митрофан Афанасьевич Кузенков также получил приказ двигаться на Азов после освобождения города Ейск. Утром 6 февраля бойцы полка вытеснили противника из села Круглое, провели митинг для местных жителей и продолжили движение на Кагальник. Туда же направлялся также 683-й полк.

Оказалось, что информация о том, что в прибрежных селах Азовского района нет противника, была неверной. Враг хорошо закрепился на подступах и в самом селе Кагальник. Благодаря совместным усилиям двух полков удалось выбить врага из захваченных позиций и отбросить его в залив, где врага уже ожидали партизаны, готовые к бою.

320‑я стрелковая дивизия смогла выступить на Азов только ночью с 5 на 6 февраля в результате задержки, вызванной яростными атаками противника. Бои в районе Зелёной Рощи, Красной Поляны и Самарского сопровождались большими потерями для дивизии.

Во время наступления на Азов, правый фланг 151‑й и 320‑й дивизий должны были поддерживать 347‑я и 271‑я дивизии 44‑й армии, а также части конно-механизированной группы. Однако противник сопротивлялся ожесточенно, бросая на советских бойцов танки и артиллерию. К утру 6 февраля только несколько подразделений 581‑го полка смогли занять позиции для наступления с восточной стороны.

Из-за обстановки командование 44‑й армии назначило дату взятия Азова на 7 февраля. Однако по данным разведки фашисты успели перебросить свои силы и оборудование на кирпичный завод в восточной части Азова. Командир 581‑го полка, узнав о прибытии 133‑го гвардейского миномётного полка, приказал перегруппироваться и начать наступление на город. Время было 22.00.

В это время, получив сообщение о выдвижении на Азов 481-го полка 320-й дивизии, комдив 151-й дивизии Андроник Саркисян отдал приказ о выступлении в этом же направлении. К бою присоединился и 683-й полк, подошедший со стороны Кагальника. Подразделения 320-й дивизии активно сражались, пытаясь уничтожить вражеские огневые позиции. Однако прогресс был замедлен из-за сильного огня противника, нехватки снарядов и глубокого снега с ледяной коркой. Только на рассвете 7 февраля 481-й полк (командир – майор Семён Кононович Кузнецов) смог занять железнодорожный вокзал и выйти к южной окраине Азова.

Существуют разговоры о том, что бои при освобождении Азова не состоялись. Однако приказы командиров о наградах участников освобождения, которые сохраняются в архиве Министерства обороны РФ, опровергают эти утверждения. Такие документы не только рассказываю о подвигах отдельных участников, но и позволяют восстановить исторические события в феврале 1943 года. Вот несколько примеров.

Командир взвода 191-го сапёрного батальона, лейтенант Лазарь Давидович Спивак, на подступах к Азову в селе Павловка «ворвался в дом, обезоружил троих белоказаков и доставил их вместе с оружием и лошадьми в штаб 320-й дивизии». За своё отважное действие этот командир был награждён орденом Красной Звезды.

На юге и юго-западе Азова, в то время как происходили бои за вокзал и рыбокомбинат, 581‑й полк продвигался к восточной стороне Азова. В процессе освобождения села Красногоровка, которое теперь является частью Азова, солдат взвода химической защиты Яков Иванович Актонин отличился. За свои боевые заслуги он был награжден медалью «За боевые заслуги» [4, л. 1]. Яков Иванович уничтожил пулеметную группу противника, которая преграждала путь советским войскам. Он первым атаковал и выбил врага с железнодорожного объекта на 8-м километре пути к Азову. Только после этого 581‑й полк смог контролировать грунтовую и железную дороги Батайск-Азов и войти в город.

В 8 часов утра 7 февраля командир 581‑го полка доложил комдиву Саркисяну об успешном выполнении боевой задачи и предложил перенести командный пункт дивизии в дом № 22 на улице Комсомольской. В 11 часов дня враг был оттеснен в район старой крепости, но вскоре и там был выбит.

К полудню в освобожденном Азове состоялся митинг. В город прибыли командарм генерал-майор В. А. Хоменко и член Военного Совета армии Н. С. Хрущев. Командарм выразил благодарность командирам дивизий и полков за взятие Азова и приказал продолжить наступление, чтобы достичь правого берега Мертвого Донца. Выполнение этого приказа гарантировало полное освобождение Азова и восточного Приазовья от оккупантов и способствовало освобождению Ростова.

В 22 часа 7 февраля дивизии 44‑й армии начали переправу через Дон. Взойдя на валы Азовской крепости, можно вообразить наступление наших бойцов. Устье Дона - широкая дельта, протянувшаяся на 35-40 километров до Таганрогского залива. Подходы к ней опасны, пересекаемые руслами рек и протоками. Здесь много населенных пунктов, включая Елизаветинскую станицу, хутора Обуховку, Дугино, Рогожкино, Петровский, Задонский, Лагутник и другие. Весной с валов открывается прекрасный вид на дельту. Однако в феврале 1943 года эта местность стала сложным участком для советских войск, так как противник окопался на правом берегу Мертвого Донца. Боевые порядки перемещались по заснеженной дельте, проваливаясь через толщу тающего снега. Укрытия, такие как камыш и ивняк, были ненадежными. Немецкая авиация использовала эту ситуацию. Разведка сообщила, что противник спешно покинул Задонье и сосредоточился у хутора Рогожкино. К 7.00 8 февраля советские войска заняли свои позиции: 581‑й полк у хутора Петровский, рядом с ним - 347‑я дивизия, а слева наступал 626‑й полк на Рогожкино. Немцы превратили этот населенный пункт в узел обороны.

Во время оттепели боевая техника советских войск увязла в снежных сугробах, а фашистские самолеты продолжали бомбить наших бойцов. Из-за этого 626-й полк не смог вовремя приблизиться к хутору Рогожкино. Ближе всех был 581-й полк, который начал наступление на село. К 9 часам 1-й батальон полка под командованием лейтенанта Ефимова уже занял позиции противника. Однако, немецкие самолеты начали снова бомбить дельту Дона, и многие подразделения понесли значительные потери.

Под хутором Дугино 683-й полк потерял 20 бойцов, а командир 3-го батальона, старший лейтенант Данилов, получил серьезное ранение. В этот день также погиб батальонный комиссар 478-го полка 320-й дивизии Александр Федулов. В 12-й гвардейской кавалерийской дивизии 5-го Донского корпуса под станицей Елизаветинская было также много раненых и погибших бойцов и командиров. Город Азов также был подвергнут бомбардировке.

Наступление на хутор Рогожкино было возобновлено после прибытия 1-го дивизиона 353-го артиллерийского полка. Группа под командованием помощника командира разведки, старшего сержанта Никандра Катугина, включая сержанта Александра Родионова и разведчиков Александра Долженко, Игната Мартынюка, Кадыра Магарламова и Михаила Спасенова, смогла обнаружить вражеские огневые позиции. За эту операцию и за разведку под Синявкой бойцы будут награждены медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".

Взятию Рогожкино также способствовал подвиг наводчика орудия 2-го дивизиона, Николая Жогло. Он уничтожил наблюдательный пункт противника в Рогожкино прямой наводкой во время авиационного налета. В марте 1943 года Николаю Жогло будет вручена медаль "За отвагу".

В 17 часов 8 февраля 581-й полк разместился в хуторе. Но ночью того же дня получен приказ двигаться на хутор Лагутник и, затем, к восточному берегу Таганрогского залива, чтобы выйти в тыл противника.

Подготовившись к наступлению, полк подвергся бомбардировке со стороны вражеских самолетов. Бойцы не понесли потерь, но почти все лошади в артиллерийских упряжках были уничтожены.

10 февраля хутора Лагутник, Рогожкино и город Азов были снова атакованы из воздуха. В период с 9 по 18 февраля 35 человек из отдельного учебного батальона 416-й стрелковой дивизии погибли. 14 февраля полковник Михаил Михайлович Малыгин, командир 271-й стрелковой дивизии, погиб в результате подрыва на мине. Многие из погибших будут похоронены на братском кладбище в Азове. Также тела 7 партизан, погибших во время ночной перестрелки 7 февраля у села Маргаритовка, будут перезахоронены здесь.

В феврале 1943 года более ста пятьдесят человек погибли при освобождении Азова и дельты Дона. Их останки и те, кто погибал при защите Азова в 1941-1942 годах, были перезахоронены в мемориале "Павшим за Родину" в 1971 году.

С 13 февраля 1943 года 44-я армия возобновила наступление по всем фронтам. Танковый десант и пехота 320-й дивизии двинулись от Лагутника к хутору Недвиговка. Их поддержали минометчики 133-го гвардейского минометного полка РГК и "катюши" 4-го гвардейского минометного полка.

Боевые действия позволили 271-й дивизии и кавалеристам 4-го и 5-го корпусов перекрыть пути отступления врага из Ростова на Матвеев Курган. В то же время, 151-я дивизия, используя успех 320-й и 347-й дивизий, вступила в бой за Морской Чулек, переправляясь по залитому водой льду. Таким образом, закончились бои на территории Азовского района.

Командира 581-го полка Саена Маркаровича Мартиросяна за боевые действия в районе Азова и дельты Дона наградят орденом Красного Знамени в марте 1943 года. В июне того же года появится Указ Президиума Верховного Совета СССР, награждающий 581-й полк таким же орденом. Это признание их вклада в январь-февраль 1943 года.

Освобождение Азова и дельты Дона положило конец противничеству на левом берегу Дона. Более двухсот дней оккупации закончились особо тяжелым отступлением врага с большими потерями людей и техники. Среди наших освободителей были бойцы разных возрастов и национальностей, прибывшие со всех уголков СССР. Некоторые из их родных живут теперь в других странах, но мы всегда должны помнить о тех, кто пролил свою кровь и совершил подвиги за нашу свободу.

Автор В. Белецкий - Пушкин . Использован материал сайта Донской Временник  - Дон в Великой Отечественной войне