Очаг выгорания: почему медики подвержены эмоциональному истощению
У выгорания врачей есть свои особенности. Это состояние эмоционального истощения, которое возникает из-за постоянного стресса, эмоциональных и физических нагрузок, а также связанных с ними проблем в личной жизни. Врачи постоянно сталкиваются с больными и страдают от их боли и страданий. Кроме того, им приходится принимать сложные решения, которые могут повлиять на здоровье и жизнь пациентов. Это все вместе приводит к перегоранию и истощению эмоциональных ресурсов врачей.
Другой проблемой является недостаток поддержки и признания со стороны общества и системы здравоохранения. Врачи не всегда получают должную оценку своих достижений и не получают достаточной помощи в случае проблем и стрессовых ситуаций. Отсутствие психологической поддержки и возможности отдохнуть и расслабиться ведет к тому, что врачи все больше и больше истощаются и устают от своей работы.
Выгорание — заболевание современного общества. Согласно статистике АНО ДПО «Академия профессиональных стандартов», оно происходит после 3-4 лет работы в профессиональной сфере. Развитие эмоционального выгорания у медицинских работников влияет на несколько причин. Из-за большого числа пациентов, многим специалистам трудно справиться с эмоциональным перенапряжением после 3-4 лет работы.
Недавно я проходила медицинский осмотр в поликлинике районного центра. Врач, с которым я общалась, была очень приветливой и показала все, что мне нужно было знать. Когда я сдала все документы и сказала: "До свидания", она внезапно закрыла руки и сказала: "Нет, нет, с понедельника я больше не работаю с людьми, только с бумагами. Мне не нужны деньги, я устала. У меня выгорание".
Не все пациенты может быть спасены, и это всегда огромный стресс для врача. Работа врачом, особенно в скорой помощи и как терапевтом на участке, связана с определенными социальными рисками. Они, в большинстве случаев, имеют дело с наркоманией, преступностью и асоциальным поведением граждан.
Часто врачи и медсестры берут на себя две-три работы, что только усиливает физическое и эмоциональное истощение и негативно сказывается на их личной жизни.
Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию в российской медицине? Врач скорой помощи из Астраханской области, Евгений Лазарев, ответил на вопросы о проблемах в медицинской сфере.
Есть ли профессиональное выгорание или это просто случай для психологов?
- Когда я как молодой врач рассказал о своих проблемах с пациентами своему знакомому, он посоветовал мне покинуть медицину. Он считал, что если я так реагирую на больных, то лучше я займусь чем-то другим. Если ваша знакомая врач предпочитает работу с бумагами, чем с пациентами, то пусть она и продолжает так работать.
Несколько лет назад психолог рассказывала о педагогах, у которых, по ее мнению, происходит эмоциональное выгорание через 7 лет. Она утверждала, что регулярные психологические процедуры помогут избежать этого. Однако, моя знакомая врач, у которой мама работает учителем, считает это глупостью. По ее словам, мама всю жизнь учит детей и никогда не пройдет через такое выгорание.
Однако, в медицине есть стрессы и, возможно, даже выгорание. Важно делать паузы и отдыхать. Наверняка существуют психологические методики и процедуры, но это не главное. Главное - правильное отношение к людям и к своей профессии. Это внутренняя работа, и никакой психолог не сможет ее сделать за тебя.
Поэтому я сомневаюсь в самом термине "выгорание", не потому что оно не существует, а потому что он ничего не объясняет. Если врач берет подработки, то это может увеличивать риск выгорания. Но почему он берет эти подработки? Иногда он просто вынужден. Тогда увеличение зарплаты поможет решить проблему. А иногда причина - просто жажда денег. И в этом случае повышение зарплаты не изменит ситуацию.
На ваш взгляд, спасет ли российскую медицину от кадрового голода повышение зарплат у врачей?
= Высокая зарплата врачей, по мнению многих, является путем к решению кадрового голода в российской медицине. Однако, проблем медицинской сферы России намного больше, чем только низкая оплата труда медработников. Молодым семьям, подобно любым другим, требуется жилье и они вынуждены брать ипотеку, что весьма затратно. В результате врачи часто уходят в частные медицинские центры или уезжают на вахту. Кроме того, многие врачи пожилого возраста решают выйти на пенсию, несмотря на свою способность продолжить работу. Причина этого заключается в высокой нагрузке, связанной не с работой с пациентами, а с заполнением бумажной и цифровой документации. Количество отчетности, которую требуется заполнять, только увеличивается со временем. Это происходит, в значительной степени, из-за организации медицинской системы, которую называют страховой. Страховым компаниям выгодно находить ошибки в работе врачей и накладывать штрафы на медучреждения. В ответ администрация требует от врачей заполнения еще большего количества документации до мелочей. Однако страховые компании становятся еще более строгими при проверке медицинской документации и находят новые ошибки. В результате образуется порочный круг: чем больше врач пишет, тем больше на него находится претензий, и ему приходится писать еще больше. Отказ от так называемой страховой медицины и избавление от бумагой маршрутной работы значительно облегчает работу врача, при этом для пациента гораздо важнее лечение, а не нагромождение бумагами.
Какие изменения , на ваш взгляд, необходимо внести в профессиональное образование врачей?
- Ещё во времена СССР на страницах одного из медицинских изданий шла открытая дискуссия на тему: «Медицина — это наука, искусство или ремесло?» И для того, чтобы определить, каким должно быть медицинское образование, нужно сначала ответить на этот вопрос. Кроме того, нужно решить, медицина — это сфера обслуживания или служение человеку?
Врачи должны быть не просто специалистами по лечению и диагностике, но и искусными психологами и эмпатичными собеседниками. Также, важно обратить внимание на этическую сторону профессии врача.
Профессиональное образование врачей должно быть усилено в области коммуникативных навыков и развития эмоционального интеллекта. Врачи должны быть обучены тому, как эффективно общаться с пациентами, проявлять эмпатию и понимание. Ведь умение выслушать и поддержать пациента имеет решающее значение для успешного лечения.
Кроме того, врачи должны быть знакомы с основами медицинской этики и деонтологии. Они должны понимать свои обязанности по отношению к пациентам, придерживаться высоких стандартов профессионализма и сохранять конфиденциальность информации о пациентах. Это поможет укрепить доверие пациентов к медицинской профессии и поднять общий уровень медицинской этики в обществе.
Но необходимые изменения не касаются только врачей-практиков. Расширение образовательной программы должно также включать врачей-исследователей и преподавателей. Новые методы лечения, инновационные технологии и научные открытия должны быть доступны для всех врачей, чтобы они могли постоянно развиваться и совершенствоваться в своей области.
В целом, изменения в профессиональном образовании врачей должны быть направлены на формирование комплексных навыков и знаний, которые помогут врачам успешно работать в современном медицинском обществе. Врачи должны быть не только техническими специалистами, но и эмпатичными, этичными и общительными профессионалами, способными объединять медицинскую науку и искусство для достижения наилучших результатов в лечении своих пациентов.
Какие изменения, нововведения или правила можно ввести в систему среднего медицинского персонала для улучшения качества их работы?
- Евгений Лазарев: Сначала нужно разобраться с предыдущими вопросами, определить, кого мы готовим - обслуживающий персонал (по принципу подай-принеси) или сестер милосердия, как их раньше называли?
Специалисты разного профиля востребованы как в российских больницах, так и в поликлиниках.
- В первичном звене здравоохранения нужны все специалисты, и порой даже к терапевту сложно записаться на прием. В больницах ситуация немного лучше, но в целом все остается прежним.
Что требуется изменить в политике отношения государства к Минздраву?
Евгений Лазарев: Вкратце, все. Подробнее:
- Существуют три типа мотивации для занятия профессией, включая и медицину:
а. Кнут. Это мотивация раба. Очевидно, что рабская работа неэффективна.
б. Пряник. Это мотивация слуги, обслуживающего персонал. Хотя он может быть более эффективным, нежели кнут (часто используется совместно), его потенциал в медицине ограничен. Медицина - это сложная сфера. Следовательно, хорошая медицина не может быть стимулирована только кнутом и пряником.
в. Мотивация совести, любви к профессии, уважения к пациентам и другие высокие мотивы. Именно они должны быть основными в нашей медицине. Это не означает, что не должно быть наград и наказаний. Но работа должна быть основана не на страхе, а на совести.
На данный момент мы видим, что медицина служения отвергается уже в теории. Учительская профессия считается служением, но не врачебная. Пару заявлений о служении было, но они быстро ушли в сторону.
Хотя заявить, что медицина - это служение, и реально сделать ее такой - это разные вещи. Сказать и сделать - это разные вещи. Но пока никто даже не говорит об этом.
Медицина - это не только наука и ремесло, но и искусство. Она не может быть ограничена стандартами и протоколами. В то же время, стандарты и протоколы необходимы, хотя и не должны быть жестко заданы.
Не следует необоснованно наказывать врачей за ошибки. Ошибка врача - это не преступление, так как ошибается лишь тот, кто ничего не делает. В некоторых случаях ошибки неизбежны. Один из медицинских экспертов говорил о том, что диагноз острого аппендицита может быть поставлен "любым студентом 3 курса" в определенном проценте случаев, но только опытный врач сможет диагностировать правильно. В другом проценте никто не сможет поставить правильный диагноз. То есть ошибка врача неизбежна. И за это его нужно наказать? Это нормально?
И это лишь всего некоторая часть из того, что нужно изменить в медицине и в политике государства по отношению к ней.
Автор : В .Белецкий- Пушкин
Использован материал ИА Красная Весна
ФОТО : Дмитрий Никитин-Яковлев. Хирургическая операция. 1940