По данным Росстата, цены на них с начала года поднялись на 54%. О том, почему это происходит, рассказала Наталья Шумечкова — директор одного из крупнейших производителей яйца в Ростовской области — Аксайской птицефабрики.
Предприятие испытывает острую нехватку кадров и вынуждено возить людей вахтовым методом из сел за 120 км от Аксая, кормовые добавки и вакцины подорожали, стоимость кредитных ресурсов выросла из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Существенно увеличивает стоимость яиц и наценка торговых сетей, которая может колебаться от 20% до 70%, рассказывает Наталья Шумечкова.
— Всех интересует, что происходит с ценами на яйца. Почему они выросли?
Н.Ш.: — Этому способствовало несколько факторов. Один из основных — нехватка кадров на птицефабриках. Эта проблема существует давно, но в последние несколько лет она обострилась. У нас отсутствует 30% штата. Скоро некому будет выращивать птицу и собирать яйца. Мы вынуждены были запустить вахтовые маршруты. Привозим персонал, например, из Гуляй-Борисовки. Это 120 км от Аксайского района. Чтобы привлечь людей, в этом году мы подняли заработную плату на 20% и с февраля 2024 года будем продолжать ее повышать. Это повлекло за собой увеличение роста себестоимости производства.
Сказалось и то, что ключевая ставка ЦБ РФ увеличилась, соответственно, выросла стоимость кредитных ресурсов. Наша ставка по кредиту, с учетом роста ставки ЦБ, поднялась на 33%.
В производстве используются импортные кормовые добавки и вакцины. Это все подорожало.
— Несколько лет назад в интервью N вы говорили, что рентабельность российских птицефабрик колеблется от 0% до 1,5%. У Аксайской птицефабрики по итогам 2019 года рентабельность составила 1,2%. На каком уровне она сейчас?
Н.Ш.: — На 1 октября у нас убыток. Если бы весь год цена на яйца была такая, как сейчас, тогда бы мы похвалились цифрами по доходности. Средняя реализационная цена одного яйца с НДС за 10 месяцев этого года составила 6,42 копейки. Себестоимость его производства — 5,99 рубля. В 2022 году реализационная цена была 6 рублей.
— Что мешает ставить более высокие реализационные цены?
Н.Ш.: — Нашим основным рынком сбыта являются сетевые магазины, с которыми заключены договоры на поставку продукции, однако цена не фиксируется и может подвергаться достаточно частым колебаниям. Если бы у нас как у производителя в договоре была заложена средняя фиксированная цена, например 80 рублей за десяток яиц, все были бы довольны, в том числе и конечные потребители. Не было бы скачков, сеть знала бы наценки, люди, заходя в магазин, были бы уверены в цене, производители могли бы жить спокойно и что-то планировать.
Птицефабрики подвержены сезонным колебаниям ценообразования и спроса. Прибыль мы можем получать в предпасхальный и предновогодний периоды, потому что это время, когда мы отбиваем наработанные убытки. Меня удивляет, что в магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца. А на то, что мы летом торгуем в убыток, никто не обращает внимания, никто не спрашивает у птицефабрик, как мы живем.
— Какова динамика объемов производства?
Н.Ш.: — За последние три года мы снизили объем производства на 35%, до 150 млн яиц в год. Поголовье сократилось на 24%, сейчас у нас 566 тыс. кур-несушек. Мы были вынуждены законсервировать старые корпуса. Там было просто опасно держать птицу, требовалась замена оборудования. Денежных средств на реконструкцию нет! Оборудование нынче дорогое. У нас на производстве используется немецкое. Сейчас ему цены не сложишь. Оно стоит около 70 млн рублей, плюс строительная часть — 110 млн рублей. Получается, реконструкция одного корпуса выйдет под 200 млн рублей.
— Правительство России одобрило полугодовое обнуление ввозной пошлины на яйца. Ожидаете ли вы, что сейчас на рынок хлынут яйца из-за рубежа и какие риски это за собой несет?
Н.Ш.: — Конечно, сейчас на рынок придут импортные яйца. Главный риск, на мой взгляд, ветеринарный. С этим яйцом может прийти «подарок» в виде какой-нибудь болячки. Глобально эта мера проблему не решит. Правительство разрешило поставить в Россию без уплаты пошлин до 1,2 млрд штук яиц. Это капля в море. В России за год производится около 40 млрд штук яиц. То есть этот миллиард поможет максимум временно закрыть брешь.
— Скажется ли ввоз импортных яиц на ценах и конкуренции?
Н.Ш.: — Сложно сказать. Как я уже отметила, нужно обратить внимание на сетевые магазины, средняя наценка которых составляет 20%. Иногда она доходила до 40-70-80%. Мое глубокое убеждение — наценка производителя должна быть выше наценки продавца. У нас больше затрат и рисков. Мы работаем с живым организмом и в любую минуту можем остаться без птицы. А магазин ничем не рискует. Купил, перепродал, сильно не напрягался, а мы эту птицу в среднем 600 дней содержим. Работают сети по системе отсрочки, то есть мы получаем деньги почти через месяц, поэтому берем кредиты. Тут никто никого не может услышать уже много лет.
— Какие меры помогут отрасли прийти в норму, нормализовать цены?
Н.Ш.: — Государству нужно обратить внимание на животноводство и дотировать птицефабрики. У нас нет программы поддержки птицеводства яичного направления. Мы последний раз субсидию получали в 2018 году. Если вы говорите о том, что яйцо — социальный продукт, то дайте его производителям соответствующий статус и помогайте им. Если у производителя летом цена ниже себестоимости, наверное, нужны какие-то меры поддержки.
— Льготные кредиты помогли бы вам?
Н.Ш.: — Кредиты зачем? Кредитовать федеральные сети? Как я уже сказала, мы работаем на отсрочке. Если посмотреть на баланс предприятия, то я кредитую сетевые магазины, потому что все время жду от них деньги за свою продукцию. Плюс я плачу им ретробонусы. Если бы товар выкупался сразу, то и кредиты были бы не нужны. Получается, я продаю яйцо условно за рубль, себестоимость — 50 копеек, в них 20 копеек — это проценты по кредитам. Там копейка, тут копейка.
ПС
Дефицита яиц в России нет и не будет, рынок "более чем полностью" обеспечен, а цены стабилизируются после Нового года - сейчас в стране наблюдается ажиотажный спрос, но предпосылок для него нет, заявила РИА Новости вице-премьер Абрамченко