Сегодня в России отмечают День учителя. Специально к этому празднику мы решили рассказать о педагогах, которые берут на себя одну из самых трудных задач – обучать детей с ограниченными возможностями здоровья.
Корреспондент ИА «ДОН 24» связалась с ростовским центром «Особые дети» и выяснила, как правильно помочь детям с аутизмом социализироваться, каких правил стоит придерживаться в общении с ними и чего делать не стоит.
Важно сделать так, чтобы тебя заметили
Аутизм – это нарушение развития нервной системы, выражающееся в дефиците коммуникативных и личностных навыков, а также в стереотипном мышлении. Выявляемость расстройств аутистического спектра (РАС) в России растет. Это связано с увеличением числа врачей-психиатров и детских психологов, специально обученных для работы с особенными детьми. Также комплексные меры реализует Минздрав РФ. Так, с 2022 года в стране стали действовать новые клинические рекомендации для работы с детьми-аутистами.
Ростовчанка Полина Чуб – психолог-педагог, АВА-терапист и педагог по адаптивной физкультуре в организации «Особые дети». С 2016 года она помогает готовить будущих первоклассников с особенностями здоровья к школе, развивает с ними организационные навыки, а также учит их правильно коммуницировать с окружающим миром.
«Так получилось, что эту профессию я выбрала не целенаправленно, а, скорее, случайно. И только потом поняла, для чего мне это. Я пришла (в центр. – Ред.) как волонтер, когда училась на третьем курсе в университете. И, собственно говоря, поняла, что эта сфера мне очень интересна, и осталась здесь», – рассказала Полина Чуб.
К симптомам аутизма относят отказ от тактильных контактов, игнорирование, отсутствие заинтересованности в общении. Задача педагога-психолога – наладить с особенным ребенком контакт. Сделать так, чтобы он обратил на тебя внимание. Это не всегда просто.
«Бывает и такое, что из-за особенного настроения ребенка занятие может не состояться. Но в целом это тоже, скажем так, какой-то урок. Даже если ребенок приходит в плохом настроении, плачет и кричит, мы, все педагоги, подстраиваемся под него, следуем за ним. Он может залезть под стол и игрушки, например, перебирать и никак не контактировать, но в этом и есть наш смысл – выйти с ним на контакт. Основная проблема аутизма – это взаимодействие с окружающим миром. Я пытаюсь сделать так, чтобы все было в положительном ключе, чтобы ребенок меня заметил и захотел со мной взаимодействовать».
Какая методика сработает лучше всего, зависит от самих детей и запроса их родителей. Если ребенок уже может спокойно усидеть за столом, способен выполнять простые инструкции взрослого и ему нужны только академические навыки для школы, педагог выбирает один подход. Если же ребенок еще маленький или только начинает заниматься со специалистом, с ним обычно взаимодействуют через игру. И эти игры тоже бывает разные.
«Я вела девочку с довольно сильными нарушениями, у которой было очень рассредоточено внимание, концентрация, отсутствовали полностью бытовые навыки, не было учебного поведения, то есть она не могла спокойно сидеть за партой, выполнять какие-то инструкции. Не только в учебном плане, но и в жизни. Просьбы «подай ложку, сядь за стол» не работали. Но в итоге мы добились того, что она смогла спокойно усидеть со мной за партой и мы играли в простую игру. Это игра не в обычном понимании, где есть какие-то четкие правила. Она кинула пластилин в одно место, потом я кинула пластилин в другое. По очереди мы кидали с ней пластилин разными способами. И потом из этого пластилина собирали картинку. И вот эта основа привела к тому, что дальше можно было развивать другие навыки. То есть предлагать ей какую-то более сложную игру, более сложное взаимодействие», – вспоминает психолог.
Фото: соцсети центра «Особые дети»
После того как ребенок с аутизмом принимает первичные правила игры и начинает взаимодействовать с педагогом, условия усложняются.
«У всех детей игры разные. Для одной девочки может быть интересен тот же пластилин, а для другой – «По кочкам, по кочкам». Я один раз покажу ребенку эту игру, и если она ему понравилась, то он будет стремиться получить ее еще раз. Соответственно, он будет как-то проявлять свою просьбу ко мне. Может, как-то руки протянет, посмотрит, может даже, попросит словами. Все зависит от степени коммуникации. И тогда я повторяю эту игру. В дальнейшем я ее могу усложнять. Могу отойти в дальний угол и буду ждать, пока он подойдет ко мне сам. Мне уже будет мало какого-то одного взгляда. И так постепенно мы перейдет на какую-то просьбу, может, он принесет мне карточку, и так далее. Но это если все идет хорошо, поэтапно, по моему плану», – объясняет Полина Чуб.
Не по плану
Как и в любой другой профессии, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды сталкиваются с трудностями. Полина рассказала о неудачах из своего личного опыта:
«Одна из трудностей, с которой сталкиваюсь конкретно я, это то, что периодически плохо виден результат у некоторых детей, у которых бывают сильные нарушения. Я могу работать, проводить много занятий, но при этом видеть совсем мизерные результаты, и это иногда огорчает. Знаете, когда что-то вкладываешь, хочется видеть результат».
Есть несколько факторов, которые напрямую влияют на успехи ребенка.
«Если долго нет прогресса, значит, кто-то что-то делает не так. Может, родители не следуют рекомендациям, может, я что-то делаю не так. Поэтому мне кажется, что если долго нет прогресса, то нужно или менять специалиста, или разговаривать с родителями, брать супервизии у куратора, слушать рекомендации и следовать им», – рассказала псилог.
«Также тяжело, когда у ребенка случается откат. Вот мы чего-то добились, определенного успеха, и потом что-то пошло не так и мы откатились назад», – добавила педагог.
Откат – это регресс навыков, которые удалось развить у ребенка. При РАС потеря социальных связок возможна в любой момент жизни. Иногда это связано с легкой болезнью, когда весь ресурс организма ушел на восстановление здоровья, или с какой-то эмоциональной неприятностью, которая сильно расстроила ребенка. А иногда причины просто нет.
«Выгореть легко. Особенно когда ты начинающий специалист. Я вроде как давно в этой сфере, но все равно считаю, что у меня впереди еще много каких-то трудностей. Но когда я только начинала и понимала, что я не вижу результата, это меня так огорчало. Я думала, что я все брошу. Казалось, что это все очень тяжело. Но с этим помогает справиться новое обучение, новые знания, навыки, которые ты приобретаешь. Все это действительно помогает в работе. Даже если ты сам захотел быть дефектологом, психологом, логопедом, то система тебя бросает голеньким после университета в эту сферу, и ты должен либо через знающих людей понять, какие еще курсы нужно проходить, либо сам до этого дойти», – отметила Полина.
Девушка советует не бояться трудностей не только молодым людям, которые мечтают связать свою жизнь с работой с детьми с особенностями развития, но и родителям. Аутизм – это не болезнь, поэтому вылечить его полностью нельзя. Но правильно подобранная коррекционная терапия способна значительно облегчить состояние человека с РАС.
Фото: соцсети центра «Особые дети»
«Посоветовала бы родителям не опускать руки. Как и в любой сфере, я думаю, трудно найти своего специалиста, но это возможно. Надо обязательно искать, пробовать и придерживаться каких-то научно-доказанных методик», – уверена педагог.
Отметим, что диагноз РАС слабо связан с умственными способностями. Ребенок с аутизмом может обладать высоким, нормальным или сниженным интеллектом, как и любой другой человек. Такие дети могут учиться в обычной школе, если они способны осилить программу. От здоровых сверстников они получают положительный пример и могут научиться важным навыкам. Но для родителей сейчас вопрос развития инклюзивного образования в России стоит остро, потому что у обычного учителя попросту нет времени на поиск подхода к особенному ребенку.
Не заставлять следовать своим правилам
Для России нет точной статистики по количеству страдающий аутизмом людей. Но, по наблюдением экспертов, довольно часто в классе или группе детсада встречаются воспитанники с легкой формой РАС. И, как мы писали выше, к каждому необходимо подступаться по-разному.
«Есть одна интересная фраза: «Если мы знаем человека с аутизмом, то мы знаем только этого человека с аутизмом». Это достаточно сложная сфера, потому что современная медицина выделяет аутистический спектр, и в нем достаточно много разных нарушений. Их можно выделить в два критерия: нарушения со взаимодействием, коммуникацией и стереотипное мышление. Зачастую все вращается вокруг вот этих двух параметров. Нарушение коммуникации, я думаю, основное», – объяснила Полина.
Она рассказала корреспонденту ИА «ДОН 24» о нескольких принципах работы с такими детьми, которым следует она сама.
«Основные правила – это визуальная поддержка и общение короткими, понятными фразами или даже отдельными словами. Это основа. Также если ко мне приходит ребенок, я никогда не лезу на рожон «вот привет, давай за руку здороваться, вот садись сюда, следуй моим правилам». Важно сделать так, чтобы он тебя заметил. Идти через мотивационные стимулы при общении с детьми. Зачастую коммуникация нужна больше родителям, потому что им будет легче понимать своего ребенка, а ребенку будет легче добиться того, чего он хочет. Из-за нарушения коммуникации ребенок может свою просьбу выдавать неадекватно, на первый взгляд. Он может биться головой об стол, а это будет означать, что он просит внимания у родителей или пытается чего-то избежать. Поэтому правило – не заставлять ребенка следовать твоим правилам, а просто стараться быть рядом».
Тактильный контакт также бывает больной темой для людей с РАС.
Инфографика: Арсланова Виктория / don24.ru / АО «Дон-медиа»
«Еще такое правило: стараться не прикасаться, если ты видишься с ребенком в первый раз. Потому что ты не знаешь, как он воспримет твои легкие прикосновения. Может, все будет нормально, а может, у него какая-то гиперчувствительность тактильная», – добавила специалист.
Стоит знать, что расстройство аутистического спектра не заразно, оно не возникает из-за введения прививок в младенчестве и никак не обусловлено плохим отношением родителей к ребенку. Эти заблуждения мешают, и их давно пора развенчать.
«В России есть большая проблема, что вокруг аутизма ходит много разных мифов. И как бы мы ни старались, мы не можем сделать так, чтобы нарушения не появлялись у детей. Это уже есть, и с этим нужно уметь жить. Мы не можем изменить ситуацию, значит, мы должны изменить отношение к ситуации. Детям, как и многим взрослым людям с аутизмом, достаточно тяжело жить в окружающем мире, их не понимают, вокруг них много заблуждений. С этим нужно работать, просвещать», – подытожила Полина.
Источник : https://don24.ru/