Считается что за всю жизнь он ни разу не поставил неверного диагноза. Кроме диагноза себе самому
Он не отдыхал, спал лишь по нескольку часов. Поддерживал себя литрами кофе и крепчайшими сигарами. С годами начались проблемы с сердцем. Все чаще становились приступы удушья. Они случались прямо в академии, за преподавательской кафедрой, во время приема больных.
Он подозревал, что дело в сердце, но гнал от себя эту мысль. Если признать наличие стенокардии, то придется поменять образ жизни.
Он утешал себя тем, что слабость, полуобморочное состояние, одышка и удушье бывают также и при желчекаменной болезни. От которой сам себя лечил. Безуспешно. Умер он от ишемической болезни в 57 лет
Диагнозы Боткина иногда были парадоксальны - так одному пациенту он велел сменить маршрут. Тот ежедневно ходил в Кремль через Спасскую башню, а Сергей Петрович велел через Троицкую. И болезнь отступила.
Дело в том, что у иконы Спаса Нерукотворного, висящей над Спасскими воротами, следовало в любой мороз снимать шапку, что и послужило причиной болезни.
Имя Боткина носят несколько больниц. Несколько улиц в городах России. И гепатит А (называемый в народе желтухой). А ещё сестра Сергея Петровича была замужем за Афанасием Афанасиевичем Фетом