Настоящей «бомбой» стало сегодняшнее ЧП в здании суда Пролетарского района: подсудимый Иван Костюков ударил заточкой полицейского конвоира , отобрал у него пистолет и выстрелил в судебного пристава. Сейчас многие интересуются, откуда взялся этот чрезвычайно дерзкий и опасный преступник.
За что судят Ивана Костюкова, ударившего заточкой конвоира в ростовском суде
Дерзкий налетчик дважды нападал на инкассаторов в Певчем переулке: он думал, что обхитрит всех, но убегал с пустыми руками
Дерзкий налетчик дважды нападал на инкассаторов в Певчем переулке: он думал, что обхитрит всех, но убегал с пустыми руками
На фото - инкассаторская машина, простреленная при нападении банды Костюкова
Настоящей «бомбой» стало сегодняшнее ЧП в здании суда Пролетарского района: подсудимый Иван Костюков ударил заточкой полицейского конвоира, отобрал у него пистолет и выстрелил в судебного пристава. Сейчас многие интересуются, откуда взялся этот чрезвычайно дерзкий и опасный преступник. О деле Ивана Костюкова писал в прошлом году «Вечерний Ростов».
ПО ЗАВЕТАМ «ФАНТОМАСОВ»
Лавры Вячеслава Толстопятова — главаря «банды Фантомасов», что орудовала в Ростове в первой половине семидесятых годов, явно не давали покоя уроженцу Краснодарского края Ивану Костюкову. Мужчина в возрасте «далеко за сорок» обретался в Ростове без определенных занятий, но с ярко выраженным стремлением разбогатеть. Чтобы было все и сразу. И желательно как у Остапа Бендера — на блюдечке с голубой каемочкой.
Слава Толстопятов шел к богатству, нападая на инкассаторов, которые перевозили значительные суммы денег. Точно так же решил идти к своему счастью и 47-летний Костюков. Но если во времена «фантомасов» мешки с деньгами перевозили беззащитные женщины-кассиры в сопровождении пожилых заводских водителей, то в наши времена этим занимаются хорошо вооруженные и подготовленные парни на бронированных автомобилях. Соответственно и подход должен быть другой.
Костюков приметил наиболее подходящий, по его мнению, объект для нападения. Это Певчий переулок, расположенный в Западной промзоне. Тихое местечко недалеко от Цыганского озера (в Советском районе). Скопление магазинов с хозяйственными товарами и стройматериалами, оптовые склады, офисы различных фирм. Днем здесь всегда деловое оживление, люди приезжают с деньгами, идет торговля, заключаются сделки. А вечером все затихает, становится малолюдно. И в этот час приезжают инкассаторы, которые, как правило, увозят тяжелые мешки, набитые наличностью. Полиция здесь практически не показывалась, что делало, по мнению Костюкова, весьма легким делом вооруженный налет и отъем денег у инкассаторов.
Специально для этого дела Костюков раздобыл обрез ружья и боевую гранату РГН. Это наступательный боеприпас, осколки от которого разлетаются недалеко. При помощи гранаты налетчик рассчитывал оглушить инкассаторов, ну а там в ход пойдут огнестрелы…
Себе в помощники Костюков подобрал еще двоих, таких же как и он, «романтиков с большой дороги» (следствием эти лица пока не установлены). «Час икс» наступил в среду вечером, 19 сентября. Была середина рабочей недели, деловая и торговая активность отмечалась высокая. Банда рассчитывала взять хорошую поживу.
УРКИ В ТЕМНОМ ПЕРЕУЛКЕ
Инкассаторы в тот день припозднились: было около девяти часов вечера. Рассредоточившись по сторонам, налетчики наблюдали, как в переулок неторопливо заехал бронированный автомобиль фирмы «Росинкас».
Инкассаторы действовали строго по инструкции: водитель остался в машине, а двое сотрудников направились к офису фирмы, занимавшейся оптовой торговлей сигаретами. Через некоторое время вышли оттуда с денежными мешками в руках. Как выяснилось позже, инкассаторы несли двадцать миллионов рублей наличности.
Костюков нацепил на голову маску и подал сигнал к действию. Первым делом швырнул в сторону инкассаторов гранату. Но те держались настороже, что спасло жизнь обоим. Едва заметив нападавших, они бросились к служебной бронированной машине, которая была единственным надежным укрытием. Граната разорвалась в стороне, не причинив никому вреда.
Начали стрелять по инкассаторам и выскочившие из своих укрытий подельники Костюкова. Они тоже были в масках. Но стрельба велась беспорядочно, навыков огневой подготовки ни у кого из них не было. Поэтому практически все выстрелы прошли мимо, только одна пуля попала в ногу 23-летнего инкассатора по имени Сергей. Но тот уже находился рядом с автомобилем. С помощью напарника Сергей забрался внутрь, за обоими захлопнулась тяжелая бронированная дверь.
Расклад резко изменился. Инкассаторы находились в надежном убежище, они были вооружены и подготовлены лучше налетчиков. Через бойницы бронеавтомобиля могли без проблем расстрелять нападавших, если бы те приблизились к машине. Кроме того, сигнал тревоги уже несся по радиоволне на центральный пульт. Через считанные минуты сюда должны были прибыть усиленные наряды полиции.
Поняв, что деньги забрать не получится, налетчики открыли яростный огонь по микроавтобусу. Но броня оказалась надежной и выдержала все попадания. Несолоно хлебавши, разбойная троица скрылась с места преступления.
По сигналу «Сирена» был поднят весь личный состав полиции Ростова. В поиске подозреваемых участвовали полторы тысячи полицейских. Но тем удалось благополучно залечь на дно. По факту нападения было возбуждено уголовное дело по статье «Разбой», но позже его приостановили в связи с отсутствием фигурантов преступления.
«НА ДЕЛО» ПОШЕЛ В ЧЕРНОМ
Обескураженный Костюков затаился надолго, всерьез опасаясь задержания. Вел размеренную жизнь, перебивался случайными заработками. И о бандитском промысле начал снова помышлять только летом 2019 года, когда твердо уверился, что правоохранительным органам не удалось взять след его банды.
Иван Костюков. Фото из ориентировки по розыску
Чтобы раздобыть деньжат, он приметил пункт приема металла на улице Бодрой в Ворошиловском районе. Долго наблюдал за объектом, и вошел тогда, когда в помещении оставался один приемщик. Пригрозив ему пистолетом, потребовал деньги. Налетчику достались 150 тысяч рублей. Ему удалось благополучно скрыться с места преступления.
Удавшийся налет воодушевил Костюкова. Он решил вернуться к бандитскому промыслу на «большой дороге». К этому времени он собрал небольшой арсенал, в который входили, кроме обреза, несколько пистолетов, гранаты и тротиловые шашки.
Снова и снова Костюков «прокручивал» в голове детали неудавшегося налета на инкассаторов в переулке Певчем. И досадовал на себя: почему не выгорело стопроцентное, казалось бы, дело? Может быть, он проявил нерешительность, а может быть, напарники подвели…
И Костюков решил вернуться на то самое место, и попробовать снова ограбить инкассаторов. То, что у него получится, был уверен. И он считал, что обхитрит всех: ведь никто не будет ожидать, что бандиты снова вернутся на место неудавшегося нападения. А у него хватит дерзости, чтобы довершить начатое.
Он не стал снова искать подельников, решив провернуть дело в одиночку. Наметил ограбление на понедельник, 7 октября. Сумерки уже сгущались раньше, что было на руку злоумышленнику. На дело он облачился во все черное, рассчитывая раствориться в потемках вместе с мешком денег.
Однако Костюков не учел профессионализма инкассаторов. Они вовсе не расслабились, удачно отбив год назад в переулке Певчем нападение бандитов. Напротив, держались здесь с удвоенным вниманием. Сразу приметили высокого мужчину в черном, который слонялся без дела, и уже не выпускали его из вида. Как только заметили, что тот вдруг замотал лицо шарфом и вытащил пистолет, мгновенно обнажили свое оружие. Костюков успел выстрелить и потребовал отдать деньги. В ответ инкассаторы открыли огонь по налетчику. Тот бросился бежать.
Задерживать злоумышленника не входило в задачу инкассаторов. Согласно инструкции, они заперлись в бронеавтомобиле и вызвали подмогу. В сумках, на которые покушался налетчик, лежали 12 миллионов рублей.
Дерзкий ростовский налетчик дважды нападал на инкассаторов в одном месте.
Костюкову опять удалось благополучно скрыться. В завязавшейся перестрелке его слегка зацепила инкассаторская пуля. Обескураженный второй неудачей, он пообещал себе точно отыграться в третий раз.
Костюков не знал тогда только одного: оперативники ростовского уголовного розыска уже знали, кто именно совершил налет на инкассаторов. И поимка оставалась делом времени.
СКОЛЬ ВЕРЕВОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ…
Потерпев повторный провал, Костюков пришел к выводу о том, что надо заиметь надежного напарника. Все-таки одному ходить «на дело» было рискованно. Подельник и прикрыть огнем сможет, и «на шухере» постоять. И вообще, вместе веселее грабить!
Под его влияние попал 19-летний Данил Севостьянов — юноша, прельстившийся на блатную романтику и перспективы легкой красивой жизни. Чтобы «обкатать» начинающего подельника, Костюков предложил Данилу обокрасть частное домовладение на улице Узорной, в котором проживала 59-летняя ростовчанка. Они залезли в дом и нарыли ценностей на 19 тысяч рублей. За этим занятием их застал сосед хозяйки и поднял тревогу.
Домушники бросились бежать. Мужчина оказался не из робкого десятка и устремился следом за Костюковым, рассчитывая догнать его и скрутить. Убегая, Костюков шесть раз(!) стрелял из самодельного обреза в своего преследователя и не попал ни разу. Как говорится в материалах уголовного дела, «довести преступный умысел, направленный на убийство свидетеля, до конца не смог в связи с производством выстрелов на бегу и недостаточными навыками стрельбы».
На этот раз оперативники плотно сели «на хвост» Костюкову. Он был объявлен в розыск. Повсеместно была распространена ориентировка с его фотографией и приметами: рост 180 сантиметров, среднее телосложение. Особая примета — шрам над верхней губой. Был одет в черные спортивные штаны, обут в кроссовки — в них он пошел на свое последнее дело.
Переодеться дома Костюков уже не мог: там его ждала засада. Предполагалось, что он попытается покинуть территорию России и укрыться в соседней непризнанной ДНР. Для этого он мог заказать такси до границы, и всем водителям таксофирм тогда были розданы ориентировки на беглеца.
Потребовалось некоторое время, чтобы вычислить местонахождение Костюкова. О том, как это было сделано, говорится коротко: «оперативным путем». Поскольку Костюков был вооружен и особо опасен, его брали сотрудники уголовного розыска при силовой поддержке бойцов СОБР областного Управления Росгвардии.
В тот же день был задержан и Данила Севостьянов. К молодому парню отнеслись гуманно, учитывая, что он сам стал жертвой матерого уголовника и тяжких преступлений не совершил. В отличие от Костюкова, Севостьянов был отпущен под подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Вот такой дерзкий и чрезвычайно опасный преступник напал на сотрудников правоохранительных органов прямо в здании суда. О состоянии раненных им людей пока неизвестно. Костюков сам был ранен в руку выстрелом полицейского и находится в медицинском учреждении. Теперь, надо думать, под усиленной охраной.
Александр ОЛЕНЕВ. Вечерний Ростов