Вся эстрадная рать:
Максим Артемьев о скандалах с российскими звездами эстрады, ТВ и кино.
Скандалы с российскими звездами ТВ, кино и эстрады, выступающими против СВО, продолжаются без остановки. Кто-то выражается прямо, как Юрий Шевчук на своем концерте, кто-то просто сбежал из России в первый же день как Алла Пугачева с мужем (который после высказался против военных действий). Кто-то мечется между заграницей и Россией, все выбирая - где безопаснее, сытнее и денежнее? Ну и тщательно подбирает слова, дабы не повредить себе ни в родной стране, ни на Западе.
Почему «звезды» ведут себя именно так, отчего среди них так мало патриотов, тех, кто едет давать концерты перед раненными солдатами в госпиталях - объяснить несложно.
Во-первых, артисты чутко ориентируются на мировые тенденции. На Западе милитаризм не в моде уже почти сто лет, по крайней мере, после 1945 года. «Правильные» звезды всегда против войны, они протестуют, делают заявления наподобие make love not war, Джон Леннон становится пацифистом и так далее.
То есть отрицать войну в принципе - это модно, это «глобальный тренд», говоря языком тусовки. Звезда всегда должна призывать к миру, собирать средства на помощь жертвам. Понятно, что есть случаи «гуманитарных интервенций», наподобие бомбежек Сербии или Ливии, но «это другое», и обычно «селебрити» их просто не замечают, не то, чтобы поддерживают, но и не выступают против.
Наша эстрада - явление глубоко вторичное, если не третичное, и живет исключительно подражанием западным образцам. Ничего своего она за всю историю в СССР и после не создала, и никому в мире не интересна. Это в серьезной, «настоящей» музыке Россия совершила прорывы, или, по крайней мере, находилась на уровне - от Чайковского и Мусоргского до Стравинского и Прокофьева. А в развлекаловке у нас царит полное убожество. Русский рок не является исключением и столь же бездарен как и эстрада. По крайней мере, ни одного направления мы не создали, и никто нам не следует. Шостаковичей и Римских-Корсаковых в нем нет - глубоко провинциальное и подражательное явление. Поэтому и заимствуются внешние черты поведения. Наши папуасы смотрят как ведут себя белые господа, и копируют их, в том числе и по части общественной позиции.
Во-вторых, присутствует элементарный страх. Внутри страны всегда простят и забудут - вспомним слова Пескова о "большом патриоте" Урганте. А вот заграницей - нет. Достаточно взять срыв концертов Нурлана Сабурова. Да и либеральная тусовка тоже не простит, а ее мнение значимо в этой среде.
Слова Макаревича о том, что Россия - это Алла, Максим, Чулпан - весьма показательны. Тусовка устанавливает свои жесткие правила, что можно и что нельзя, и считает себя элитой, которую нельзя критиковать. Поневоле вспоминаешь Ленина с его фразой об интеллигенции, которая не мозг нации, а иная субстанция. Но Ильич-то говорил про профессоров и писателей вроде Короленко, а умственные способности нынешней эстрадной шушеры, ее эрудиция, ее способность здраво оценивать события вызывают большие сомнения. Эти же люди тридцать лет назад поддерживали расстрел парламента и пели дифирамбы Ельцину с Гайдаром и Чубайсом, явно не от большого ума.
Способность снять клип или спародировать кого-то не равна умению объективно и всесторонне анализировать политику, видеть мир во всей его сложности и противоречивости, понимать риски для страны в военной, политической и экономической сферах.
В-третьих, российская эстрадно-киношная образованщина (называть «интеллигентами» каких-то рэперов и им подобных язык не поворачивается) начисто лишена государственного инстинкта и национального чувства. Наблюдение не мое, многие к нему приходили самостоятельно.
Сравним ситуацию в России с ситуацией, скажем, в Армении и Азербайджане. Там интеллигенты идут в первых рядах с лозунгами: «отнять Нагорный Карабах, и присоединить его к нам, пусть и через войну» или «не допустить изъятия Нагорного Карабаха, вернуть его любой ценой!» Мэром Еревана сделали комика Айка Арутяна, послом Азербайджана в России - композитора и певца Полада Бюльююль-оглы. И оба не занимаются интеллигентскими рассусоливаниями, а делают все для победы своих стран в конфликте, в том числе вооруженном.
А у нас тусовка ни за присоединение Крыма, ни за удержание Чечни. И в этом ее разительное отличие от их коллег в Грузии или Украине, где невозможно услышать заявлений - «а зачем нам Абхазия или Донбасс, у нас земли много! Пусть отсоединяются!» Зеленский тому яркое подтверждение - эстрадный комик в одно мгновение обернулся в националиста, позабывшего родной - русский - язык, и ведущего жесточайшую конфронтационную политику с Россией.
Российская тусовка антигосударственна и антинациональна. В первом случае она боится «империализма», во втором «национализма». Почему так сложилось - разговор долгий, отмечу лишь, что историческая Россия - страна действительно огромная, и эти беспредельные размеры интеллигенцию пугают. Замечу попутно, что США - тоже страна не маленькая, но опять-таки «это другое».
Армянин, азейрбайджанец, грузин и даже украинец - жители небольших стран, и готовы перегрызть глотку за каждый дюйм своей территории. А русскому эстраднику земли не жалко - отсоединился Севастополь, ну и ладно, переведем флот в Новороссийск. А многие предложат и вообще от Черноморского флота отказаться как от символа милитаризма. И такое у нас запросто сходит с рук.
Успокаивает одно - как бы не смотрел наш глубинный народ зомбоящик с его Пугачевыми и Галкиными, на них он в принципиальных вопросах не ориентируется. Воспринимает их эскапады как простительное чудачество и живет своим умом. Впрочем, так и во всем мире - иначе бы никогда Трампа президентом никогда не избрали, ведь Голливуд травил его со страшной силой, но это не помогло, и в Белый дом он все равно на четыре года вселился. Так и в России - на текущую политику и на электоральные предпочтения населения громкие заявления звезд влияния не окажут.