Без дорогостоящих трекеров военные могут принять небольшие самолёты за вражеские беспилотники
На юге России, в том числе в Ростовской области, в связи с проведением спецоперации на территории Украины возникла проблема с авиационной обработкой полей, пишет «КоммерсантЪ». Это может обернуться серьёзным снижением урожайности зерновых.
Как пишет издание, проблемы начались после появления 24 марта письма начальника Национального центра управления обороной Михаила Мизинцева. В нём говорится, что в связи с решением Генштаба выполнение авиационно-химических работ в Южном федеральном округе (ЮФО) разрешается только на самолётах Ан-2 и вертолётах Ми-2, «допущенных к выполнению полётов в районе проведения специальной военной операции».
В ответ на это исполнительный директор Ассоциации авиаработ Вадим Цыганаш написал письмо в управделами президента РФ, в котором указал, что «подобные ограничения разрушительны для сельского хозяйства и авиации». Дело в том, что на юге и в Приволжье на выполнение авиаработ по опрыскиванию полей, химпрополке от сорняков и защите от насекомых сертифицированы всего 126 Ан2 и Ми-2. Ещё 143 единицы техники — это сверхлёгкие воздушные суда, попавшие под запрет.
Как заявил «Коммерсанту» Вадим Цыганаш, всё это может привести к тому, что на половине обрабатываемых в ЮФО земель будет невозможно выполнить 60-70% работ по распылению гербицидов. Это может, в лучшем случае, привести к снижению урожайности на 15-30%, в худшем — на 50-60%.
Для допуска к работам Генштаб предписал устанавливать на воздушные суда спутниковые авиационные трекеры. Работают они в специальной системе «Каскад», к которой надо подключиться. Её оператор — ассоциация «Аэрохимфлот». Ан-2 этой организации такими трекерами уже оснащены. Недопущенные до работ авиаторы заявили «Коммерсанту», что именно «лоббистские усилия» «Аэрохимфлота» могут быть причиной введения ограничений.
При этом трекер (вместе с установкой) стоит около 100 тысяч рублей. По словам главы «Авиахим-Юг» Петра Прихидько, это «непосильные траты».
«Ан-2 не могут конкурировать по цене обработки 1 га с малообъёмной техникой, и единственный способ навязать услуги — это отсечение других игроков», — заявил он.
Глава «Аэрохимфлота» Клим Галиуллин же говорит, что никакого лоббизма тут быть не может и всё дело в безопасности:
«На радаре ПВО сверхлёгкое судно может дать такой же засвет, как и вражеский беспилотник, невозможно летать без опознавания, как в прошлой жизни».
В минсельхозе Ростовской области изданию заявили, что с момента начала спецоперации в Украине ни один фермер не жаловался на проблемы с авиаобработкой полей. К тому же, в регионе «не видят проблемы с обработкой наземными способами».
Однако, по словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, наземная техника бесполезна в борьбе с летающими насекомыми (например, с саранчой). Да и эффективность такой обработки на порядок ниже.
Тем не менее в союзе надеются, что к середине мая, когда начнётся основной этап обработки кукурузы и зерновых, власти смогут урегулировать ситуацию с ограничениями.
Сергей Деркачёв donnews