Азак открывает секреты

2021-08-14 12:11:02

15 августа археологи отмечают свой профессиональный праздник.

Он не значится в календаре торжественных дат, но в нашем древнем городе, имеющем сильнейшую археологическую школу, это – особенный день. И в преддверии праздника – интервью с кандидатом исторических наук, заведующим отделом археологии Азовского музея-заповедника Андреем Николаевичем Масловским

Автор: Татьяна СТАЦЕНКО Читать в источнике  

По словам Андрея Масловского, в 2021 год, самое интересное происходит не в «поле», а в кабинетах историков, археологов и археозоологов.Раскопки, которые ведутся сейчас в Азове, находками нас не балуют, а о раскопках на территории Азовского района мне не хотелось бы говорить подробно, чтобы не привлекать внимание мародеров. Поэтому о месте раскопок я умолчу. Могу только отметить, что это один из крупных центров сельской округи золотоордынского Азака. Находок там много, и не только ордынского периода, и это самое интригующее из того, что там найдено, но их еще предстоит анализировать.

Сейчас мы разбираем коллекции предыдущих сезонов и постоянно публикуем видеотчеты на Интернет-странице музея. В этом году завершили разбор коллекции с Петровского бульвара, но мы много уже писали о находках, сделанных там, — говорит археолог.

КВАРТАЛ КОЖЕВНИКОВ

Среди комплексов, исследованых на Петровском бульваре, Андрей Масловский отдельно выделил материалы, связанные с кожевенным производством.

Мы давно знали, что на пересечении бульвара и улицы Толстого проживали кожевники, и там же было масштабное производство. В ходе раскопок 2019 года были найдены тысячи костяных орудий. Это были детали устройства, предназначенного для обработки кожаных ремней. Детали эти были недолговечными, поэтому и найдено их очень много. Кстати, выявить их помогли археозоологи.

МЕЧЕТЬ И ДОМ ИТАЛЬЯНЦА

Достаточно давно археологи разбирают коллекцию с раскопа по адресу пер. Социалистический, 53. Сейчас на этом месте уже построен и благополучно работает сетевой магазин.

Ряд предметов, найденных на этом раскопе, указывает на то, что где-то неподалеку находилось большое общественное здание, вероятнее всего, мечеть. На это указывают фрагменты мозаики, черепица, кусок водопроводной трубы. Но где было это здание, понять пока не удалось. Примечательно, что мы раньше исследовали участки в непосредственной близости, где также находили детали здания, но нет следов от самого здания. Там в середине квартала есть еще неисследованные участки, возможно, здание находилось там или же под проезжей частью переулка Социалистический.

Учитывая, что на Петровском бульваре мы нашли фундаменты сразу четырех капитальных зданий, которые, судя по находкам осколков черепицы, были покрыты черепичной кровлей, можно говорить о том, что в Азаке было гораздо больше капитальных строений, чем мы представляли себе ранее. Что же касается черепицы, то в Азаке мы находим ее не так часто, и следует отметить, что она не имеет аналогов и не похожа ни на античную, ни на крымскую и, уж тем более, на китайскую черепицу. Она представляет собой керамические полуцилиндры, и пока не понятно, как конструтивно складывалась такая кровля. Слишком мало данных на сегодняшний день.

Возможно, мы не нашли еще каких-то важных элементов.

Кроме того, ряд импортов, найденных на этом раскопе, позволяет прийти к выводу, что там когда-то проживал итальяец.

О том, что венецианцы и генуэзцы достаточно часто проживали вне стен своих факторий, известно уже давно. Так, еще в 1979 году в раскопе на ул. Ленина был найден фрагмент итальянского доспеха, который сейчас представлен в экспозиции музея. Уже тогда предположили, что на том месте проживал итальянский купец. Сейчас таких адресов известно немало – около полутора десятков. Самые очевидные – в районе современной церкви, что на спуске Александра Невского и на территории участка рядом с Пороховым Погребом. Менее очевидные — на Московской, 4, на Лермнотова, 40, Ленинградской, 55, на месте, где сейчас находится кинотеатр, в промежутке между улицами Толстого и Ленина, по дворе Электросетей, а самые южные места проживания итальянцев находятся в районе ул. Привокзальной. На самом деле это не случайно. Основная торговая магистраль Азака тянулась от пересечения современных улиц Энгельса и спуска Александра Невского до нынешнего железнодорожного вокзала. И неудивительно, что итальянские купцы выбирали для проживания это бойкое место.

ПРО СКИФОВ, ХАЗАР И МАРОДЕРОВ

Рассказал Адрей Масловский и о самых древних находках на территории Азова и Азовского района. По его словам, в городе не так уж много находок, связанных с глубокой древностью.

В Азове находим разрозненные предметы разных эпох. Кремниевые вкладыши эпохи неолита, скифские стрелы… На том же раскопе по Социалистическому, 53 был найден каменный пестик эпохи бронзы, но его, судя по всему, где-то нашли, и использовали по назначению уже в средневековом Азаке.

На Петровском бульваре был найден горшок 8-10 века Салтово-маяцкой культуры, связанной с Хазарским Каганатом. Но, повторюсь, находки разрозненные, бессистемные, и это притом, что мы ведем интенсивные раскопки по всей территории города. Вероятнее всего, кочевые народы не устраивали долговременных стоянок на территории современного Азова из-за безводности плато, на котором расположен наш город. За все время раскопок мы нашли всего 5-6 скифских стрел, немного черепков амфор скифского периода. При этом курганные скифские захоронения мы в Азове находим. Но чем ближе к водоемам, тем больше следов скифов, хазар и других кочевых культур.

На территории Азовского района огромное количество древних памятников. Я сейчас говорю даже не об известном Елизаветинском городище. В степи, прямо на поверхности, легко найти черепки той же Салтово-маяцкой культуры, несмотря на то, что Приазовье можно было бы назвать «медвежьим углом» Хазарского Каганата.

В поселении, которое мы сейчас исследуем, есть находки, связанные с ранним скифским периодом, а также свидетельства первого контакта греков с местным населением. Памятник датируется концом седьмого — началом шестого века до н.э. Свидетельств об этом поселении в исторических источниках нет, правда, кто-то из древних авторов обмолвился о том, что на берегах Меотийского болота находились так называемые «станции клазоменян». Клазоменяне – жители города Клазомены. Соответственно, станции – небольшие торговые греческие колонии. Мы находим черепки клазоменских, самосских, хиосских амфор эпохи архаики и раннего классического периода.

Но, что примечательно, – среди находок нет металлических изделий. Мародеры с металлоискателями выбрали металл полностью, причем на довольно большой глубине. Трудно переоценить ущерб, который они наносят науке. Теперь все предметы, найденные ими, вырваны из научного контекста. Это просто диковины или – куча хлама… Поэтому, собственно, мы и не афишируем место раскопок в районе — там очень сложно контролировать ситуацию. Ведь даже в городе немало незаконных раскопок происходит. Целые комплексы бесследно исчезают для науки.

Нам часто говорят: «Какой смысл бороться с черными копателями? Вы ведь все равно не сможете все охватить научными изысканиями». Люди не понимают, что копатели методично уничтожают целые страницы нашей истории. Да, мы работаем медленно, но наши методы совершенствуются, появляется новое оборудование. Все это гарантирует новые интересные находки, и даже большие открытия в будущем. Но из-за мародеров, шастающих по полям с металлоискателями, картина прошлого уже будет неполной.

Андрей Масловский подчеркнул, что в 2019-20 годах в России проведена огромная работа по паспортизации и уточнению границ исторических памятников.

На территории Азова находится около двадцати памятников истории, и мы провели работу по уточнению их границ. Если раньше в документе писали: «Граница памятника проходит по переулку Коллонтаевскому», то сейчас указаны точные границы, чтобы не возникало всевозможных юридических казусов. Например, человек начал земляные работы на территории памятника истории, и за счет того, что в документе не указано, по какой стороне улицы идет граница, пытается избежать ответственности за свое правонарушение.

Оформление такой документации работа кропотливая, но необходимая, — говорит археолог.

Да, в научной работе рутины много. Мало найти условный «клад». Важно зафиксирововать и место залегания, и сопутствующие предметы, и кропотливо сделать точный чертеж раскопа. Как реставратор складывает из мелких осколков древнюю амфору или средневековую чашу, так и археолог восстанавливает по фрагментам наше прошое.

Поэтому мы от души поздравляем Андрея Николаевича Масловского и всех наших ученых с профессиональным праздником и желаем им как можно больше новых открытий!

Источник  priazove.ru