В феврале в сельских поселениях прошли отчеты глав администраций, на которых чиновники отчитывались перед сельчанами о своей работе за последний год. Каждый житель поселения мог посетить собрание, задать волнующие вопросы, высказаться о наболевшем. На одной из встреч, которая проходила в Порт-Катоне, выступила жительница села, которая попросила главу поселения и всех местных жителей помочь своей соседке, их односельчанке, оказавшейся в очень сложной жизненной ситуации.
Рубрика Судьба человека
Маленькая сильная женщина
Марина ГУРЕНКО
В феврале в сельских поселениях прошли отчеты глав администраций, на которых чиновники отчитывались перед сельчанами о своей работе за последний год. Каждый житель поселения мог посетить собрание, задать волнующие вопросы, высказаться о наболевшем. На одной из встреч, которая проходила в Порт-Катоне, выступила жительница села, которая попросила главу поселения и всех местных жителей помочь своей соседке, их односельчанке, оказавшейся в очень сложной жизненной ситуации.
Речь шла о Валентине Степановне Ващиловой, которая одна живет в разрушающемся доме, и ей некому помочь. Когда Валентине Степановне было 12 лет, она перестала расти. Но группу инвалидности ей не дали. Более того, эта маленькая худенькая женщина всю жизнь проработала на тяжелых работах.
В Порт-Катоне ее многие хорошо знают. Семьи своей у нее не было. Сейчас пожилая женщина не в силах справляться с хозяйством, а также отремонтировать свой старый дом.
13 марта ей исполняется 69 лет.
Юность
Валентина Степановна родилась, и прожила всю жизнь в селе Порт-Катон. Родилась в том доме, где живет и сейчас. Росла Валентина в семье, где помимо нее воспитывались еще трое братьев и одна сестра. Валентина Степановна была младшей. Отца своего она не помнит, так как он умер вскоре после ее рождения. Маме пришлось растить пятерых детей самой.
Когда Валентине исполнилось двенадцать, она перестала расти, остановившись на отметке в полтора метра. Мама у нее тоже была невысокая, но все-таки заметно выше дочки. Девочку стали возить по врачам, но те сказали, что не могут ничем помочь. Несмотря на это, инвалидность Валентине Степановне так никогда и не дали. Хотя она пыталась ее получить. «Какая Вы инвалид? Маленький рост не считается инвалидностью». Валентина сильно и не наставила. Она сама поверила в то, что абсолютно нормальна. Примерно так считает и до сих пор.
Бьет тревогу ее соседка и подруга – Любовь Николаевна. Они дружат с самого детства, раньше были «не разлей вода». Общаются и сейчас. Именно Любовь Николаевна подняла на собрании вопрос о том, что нужно оказать поддержку ее соседке, которая не в силах помочь себе сама.
Работа в садах, в магазине, на почте
Валентина Степановна всю жизнь проработала, не покладая рук. Сейчас ее пенсия составляет всего 8 500 рублей. На эти деньги ни продукты толком не купишь, ни за коммунальные услуги не заплатишь, не говоря уже о ремонте дома.
Сразу после школы Валентина Степановна начала работать в садах. В Порт-Катоне высадки плодовых деревьев занимали больше 2 000 гектаров. Выращивали в селе и виноградники. При этом работа не была сезонной, в садах работали круглый год. Даже зимой на фруктовых плантациях кипела работы. Деревья обрезали, окапывали, обрезку делали, пололи, поросль убирали. Убирали яблоки, грушу, сливы, черешню. Когда погода совсем портилась, шли работать в «холодильник», так назывались склады, где хранилась плодо-овощная продукция, и перебирали ее. Сбивали ящички для фруктов.
Виноград нужно было укрывать. В зиму лозу снимали со шпалер. Между рядами проходил трактор, вспахивая землю, и работники с помощью лопат засыпали ею виноград. Весной его откапывали.
Летом работы вообще было непочатый край. Собирали яблоки, груши, сливы, виноград. Работа была тяжелая, а зарплата при этом небольшая, в лучшем случае – 70 рублей в месяц.
В садах Валентина Степановна проработала больше 30 лет.
А потом начальник почтового отделения уговорил ее стать почтальоном. На эту должность идти никто не стремился. «Приходи к нам, ну некому почту носить», – упрашивал ее начальник почты. И Валентина Степановна согласилась. Ей нужно было поддерживать свою семью – престарелую маму и брата, который выпивал и нигде не работал.
Эта работа тоже не из легких. Женщинам приходилось носить очень тяжелые сумки. Каждый двор выписывал по несколько газет и журналов. Мало того, что сумки были тяжелые, так газеты и журналы приходилось еще и в руках носить. А трактора так разбивали дороги, что колеи были чуть ли не по пояс.
Почтальоном она проработала почти 20 лет. До самой пенсии. Поэтому в Порт-Катоне многие хорошо знают Валентину Степановну.
Кроме того, Валентина Степановна успевала поучаствовать еще и вразличных многочисленных субботниках, которые проводились в селе. Там постоянно что-то выгребали, чистили,мели. Чистота была повсюду: и в парках, и возле памятников, и в центре.
Выйдя на пенсию, Валентина Степановна продолжала работать. Устроилась уборщицей в местный магазин. Это были хоть небольшие, но дополнительные средства, на которые могла жить ее семья. Она долго не бросала работу. Ушла на отдых только лет в 65.
А дом рушится
Всю заботу о семье Валентине Степановне пришлось возложить на себя. Замужем она не была. Всю жизнь ухаживала за мамой и братом.
Вот уже несколько лет она живет одна. Брата не стало несколько лет назад. Мама умерла еще раньше.
У Валентины Степановны есть две племянницы. Но они живут далеко – одна в Подмосковье, другая в Харькове. У них уже свои семьи. И даже если они и звонят, то очень редко.
Живет в Порт-Като еще один ее племянник. Но он тоже выпивает, нигде не работает, так что помогать никак не помогает своей тете.
Сейчас женщина находится в бедственном положении. Фундамент дома рушится. Дом вот-вот может обвалиться. Веранда уже почти завалилась. Внутри стены полопались, и сыплется штукатурка. Двор разгорожен, нет забора.
Сам дом отапливается только углем, и то только тогда, когда у Валентины Степановны есть деньги (тонна угля стоит 8500 - 9500 рублей). Электричество отключили за неуплату коммунальных услуг, которые со своей пенсией в 8 500 рублей Валентине Степановне не непросто оплачивать. Года два назад она сидела при керосиновой лампе, - рассказывает ее соседка и подруга любовь Николаевна. – Потом заплатила задолженность, свет подключили.
Сельчане помогают женщине – отдают ей одежду, продуктами помогают. В селе ее очень все жалеют. Соседка Любовь Николаевна отдала ей кровать, и кресла дала, покрывала на них. Несколько лет назад побелила две комнаты, повесила новые занавески, полы покрасила. «Комнаты были как сказка, - говорит Любовь Николаевна. - Но сама она сделать ничего не сможет. Она не в состоянии. Мне было тяжело, а ей тем более».
А всего-то лишь надо подправить фундамент. Завести песок - одну-две телеги, опалубку поставить, залить, и все. Это недолго и не трудно,- считает Любовь Николаевна. Глухую стенку обить рубероидом. Это тоже недорого станет. Мне кажется, тысяч в тридцать – пятьдесят уложиться можно, - констатирует она.
А еще неплохо было бы заплатить долги за коммунальные услуги. Одну зиму Валентина Степановна совсем не топила в доме, не за что было угля купить. «Я сколько раз ее до себя приглашала, - жалуется ее подруга. - У меня тепло, чисто, иди, у меня живи. Нет, не хочу, буду дома».
При этом сама Валентина Степановна не теряет бодрости духа. По мере сил занимается хозяйством – управляется во дворе, что-то делает в доме. Она до сих пор вся в работе. У нее пять кур, есть собака. И еще ей хотелось бы завести кота. «Живем потихеньку. Може, буде лучше», - не теряет она надежды.
- В дом престарелых она ни за что не пойдет, - говорит Любовь Николаевна. – Боится она. Уверена, что не сможет, не проживет долго. Тут свой двор, собаки, куры. А там?
- Фундамент бы сделать, а так все более-менее нормально, - говорит сама Валентина Степановна. – Да я не хочу никого утруждать!
Эта маленькая сильная женщина, которая всю жизнь отдала другим – своей семье, своему селу, которая никогда не роптала на судьбу, надеялась только на себя, - даже сейчас, когда находится в тяжелейшей ситуации - не просит о помощи.
Вот только ее подруга никак не может с этим смириться. «Вале нужно помочь. Иначе дом обрушится на нее».
Будем надеяться, что такой трагедии не случится. Что найдутся в Азовском районе добрые люди - предприниматели, которые не останутся в стороне.
Ведь иногда бывает так, что женщинам нужно не только дарить цветы, но и делать подарки посерьезнее.
Комментарии