Особые дети в обычной школе – это нормально

2019-10-24 16:00:34


Одной из серьёзнейших проблем инклюзивного образования в Атырауской области является нехватка тьюторов – педагогов, призванных в индивидуальном порядке помогать детям с особенностями развития. А таковых сейчас более 6 тысяч, большинство – в областном центре. 

На редакционный запрос в городской отдел образования нам ответили, что 224 классах атырауских школ учится 308 особенных детей. Для 280 детей с психической задержкой созданы условия в 61 классе. В 6 вспомогательных классах по специальным учебным планам учатся 24 ребенка с легкой и средней степенью умственной отсталости. По направлению ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация) дети с различными нарушениями, в основном психического и физического развития, интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и с нарушениями эмоционально-волевой сферы учатся по своей типовой программе в простых классах. При спонсорской поддержке нефтяной компании ОО «Инклюзия Болашак Атырау» открыло в школах №3, 5, 6, 24  кабинеты поддержки инклюзивного обучения. Они оснащены специальными приспособлениями: особыми партами, шкафами, дидактическими материалами, развивающими игрушками и инвентарём. Здесь проводят только коррекционные занятия. В качестве тьюторов могут выступать дефектологи, логопеды, психологи c высшим образованием. Но в связи с нехваткой таких специалистов ограничено и число их подопечных.

- Впервые с проблемами инклюзивного  образования, я столкнулась в прошлом году, когда мой особенный ребенок, он аутист, должен был идти в подготовительный класс. Я не знала, с чего начать, куда обращаться. Консультировалась в городском отделе образования, в областном управлении - так вышла на республиканский корпоративный фонд «Болашак», который поддерживает детей с аутизмом и другими особенностями развития. В нынешнем году этот фонд с проектом “Каждый ребёнок достоин школы”, рассчитанным на начальные классы, как раз вышел на несколько регионов, и одним из них была наша область. Но хотя «Болашак» предоставляет информационную, методическую и некоторую материальную поддержку семьям, где растут аутисты, главным двигателем проекта являются именно родители. Мы сами должны были найти тьюторов, спонсоров, которые согласятся оплатить их обучение уникальным педагогическим методикам и многое другое. Так родилось наше объединение родителей, – рассказывает руководитель ОО «Инклюзия Болашак Атырау» Арайлым НУГМАНОВА.  


15 МИНУТ ПОКА ДОСТАТОЧНО


Особенные дети занимаются в обычных классах по 15 минут. Тьюторы всё время должны быть с ними. Они помогают ребенку осваивать программу и взаимодействовать с одноклассниками и учителями. Если в какой-то момент особенному ребенку становится плохо или он начинает своим поведением мешать остальным, тьютор может увести его в кабинет поддержки инклюзии. Кто-то может сказать: что дети успеют усвоить за четверть часа? Но им важен сам факт постоянного взаимодействия с обычными ребятами, с учителем. А программа у них своя. Специалисты фонда «Болашак» совместно с представителями ПМПК отбирали детей для участия в проекте по определенным критериям: ребенок должен знать и понимать не менее 30 слов, уметь обслуживать себя, не быть агрессивным. Они написали индивидуальную программу для каждого, и каждые три месяца должны приезжать, знакомиться с успехами детей, а при необходимости корректировать программу.

Если 5-й и 6-й школе кабинеты поддержки инклюзии были открыты чуть раньше, то в 3-й и 24-й – совсем недавно. Помещения им выделило государство, с оборудованием помог спонсор, а вот ремонтом и подготовкой класса к занятиям занимались сами родители. Сегодня в школе № 3 учится шесть особенных детей, в школе №24 – пять. Они занимаются по 4 часа – помимо школьных уроков у них моторика, сенсорное развитие.

- Тьютора трудно не только найти и обучить, его потом ещё надо удержать в программе. Терапия для аутистов стоит больших денег, специалисты с такими навыками востребованы в частных центрах. В нашей программе они входят в штат школ и, соответственно, их труд оплачивается государством. Но даже для того, чтобы включить их в штат учебных заведений, пришлось немало потрудиться, - говорит Арайлым Нугманова. - Дело в том, что понятия «тьютор» нет в законе об образовании, а значит, не прописаны  их права и обязанности, оплата труда.  Пришлось обращаться за консультацией в Астану. Там тьюторы трудятся не первый год, просто именуются они педагогами-воспитателями.  

В качестве тьюторов в школе сегодня работают молодые девушки – выпускницы местного педвуза. Каждую четверть они меняют подопечных, чтобы особенные детки не привыкали к одному человеку, а могли взаимодействовать с новыми людьми - это еще один полезный навык для них.  В кабинетах поддержки инклюзии работают видеокамеры – по ним родители могут наблюдать, чем в данный момент заняты их дети. Учителям же, в классах которых обучаются такие дети, согласно пункту 4 статьи 52 Закона РК «Об образовании», полагается 40% прибавка к базовому должностному окладу.


НУЖНО СИЛЬНО ПОСТАРАТЬСЯ


В «АЖ» регулярно обращаются родители особенных детей, интересующиеся, как попасть в обычную школу и сколько особенных детей может учиться одновременно в одном классе. Как оказалось, в обычном классе общеобразовательной школы может обучаться не более 2 таких детей, и не более 3-6 в специальных классах для детей с нарушениями  в развитии. Родители должны обратиться с решением экспертного совета (врачебно-консультационная комиссия) в ПМПК. Те, в свою очередь, выдают заключение и вместе с заявлением родителей направляют его в школу. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости и психическими заболеваниями разной степени в школу не зачисляются.

- Я читала о том, что в школе №6 есть инклюзивное обучение, но мою внучку с диагнозом «аутизм» в неё принимать отказались, – пожаловалась нам Мария апай.

- В данное время детей с диагнозом «аутизм» в 6-ю школу не берут из-за нехватки тьюторов, – ответили мне в городском отделе образования.   

Подобные же жалобы звучат и от родителей детей с эпилепсией. Может ли ребенок с этим диагнозом, который постоянно принимает лекарства, и у которого давно уже не было приступов, учиться в инклюзивном классе? К сожалению, и здесь в горОО дали отрицательный ответ: нет, только на дому.

- Если вы хотите, чтобы вас ребенок учился в обычной школе, то вам самим необходимо приложить максимум усилий. Моя дочь второй год учится в школе №6, здесь сейчас занимаются 10 таких особенных детей. В прошлом году, когда нам выделили этот класс, у нас была только мебель от фонда «Болашак», всё остальное – на энтузиазме родителей, начиная с ремонта класса и заканчивая покупкой канцтоваров и оплатой интернета. Не ждите, что к вам придут и всё дадут, будьте активнее! – советует Арайлым Нугманова.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора