«Спросите у властей, куда уходят деньги ТШО»

2019-10-16 10:00:29

Заместитель генерального менеджера ТШО Нуртас КЕНГАНОВ


На недавней встрече представителей ТШО с местной общественностью помимо производственных и финансовых показателей присутствующие, в частности, узнали, что на Тенгизе проводится своеобразная «лотерея» на определение алкоголя  у сотрудников, а также о том, что «Тенгизшевройл» и так очень много делает для региона и не надо на него в этом плане «давить». Подробности – в материале «АЖ». 

Вначале заместитель генерального менеджера ТШО Нуртас КЕНГАНОВ привёл некоторые цифры.

- В 2018 году мы перевыполнили наш план по добыче, достигнув показателя 28,6 млн тонн, - сообщил Кенганов. - С 1993 года по первую половину 2019-го года прямые финансовые выплаты ТШО Республике Казахстан составили около 141 млрд долларов, в том числе с начала нынешнего года - 5,6 млрд долларов. Эта сумма включает в себя заработную плату казахстанским сотрудникам, закупки товаров и услуг отечественных товаропроизводителей, платежи государственным предприятиям, выплаты дивидендов казахстанскому партнеру, а также налоги и роялти, перечисляемые в государственный бюджет. Сегодня на объектах ТШО в Казахстане занято более 48 тысяч граждан РК – это 91% от общего количества персонала.

По его словам, для Проекта будущего расширения с производственной площадки в городе Авенца (Италия) благополучно отгружены все 5 газотурбинных генераторов. Кроме того, на сегодня с производственной площадки в Южной Корее отгружено 34 модуля, работа по изготовлению модулей там продолжается.

Здесь и далее - вопросы «АЖ»:

- А нельзя ли было поместить заказ на модули у казахстанских производителей, ведь речь идёт об очень больших суммах? Или у нас такое не делают?

- Суммы действительно большие, но, к сожалению, не всё, что нам нужно, производится в Казахстане, - ответил генеральный менеджер ТШО по связям с общественностью и правительством Рзабек АРТЫГАЛИЕВ. – Тем не менее, часть модулей изготавливается на производственных площадках «ЕРСАЙ» и «Казахстан Каспиан Оффшор Индастриз», расположенных в Мангистауской области. 

Генеральный менеджер ТШО по связям с общественностью и правительством Рзабек АРТЫГАЛИЕВ


- В докладе не было сказано об экологии. Я не смог найти данные в открытых источниках, известно только, что в 2017 году ТШО дважды уплатило штраф за экологический ущерб – 4 млрд 845 млн тенге и 278 млн. А после этого какие были выплаты? 

На вопрос ответила советник по экологической отчетности и платежам Аида АКТАНОВА:

- Настолько мне известно, в прошлом году у нас была два экологических случая, за которые мы выплатили сумму экологического ущерба – 37 млн в июне и чуть больше в мае. При этом надо понимать, что мы получаем разрешение на эмиссию и соответствующие лимиты, за которые тоже осуществляем платежи.

На вопрос о последствиях июньских беспорядков на Тенгизе Рзабек Артыгалиев ответил коротко и в том духе, что «сейчас всё хорошо».

- В 2017 году «Тенгизшевройл» приступил к выборочному тестированию сотрудников на содержание в организме алкоголя. Тогда, помнится, многие возмущались. Проверки продолжаются?

- Да, проводим выборочные алкотесты, получается что-то вроде лотереи. Это выглядит так: в специальном мешочке три шарика - зеленого, красного и желтого цвета. Охранник просит кого-нибудь из пассажиров автобуса с вахтой наугад взять один. Если красный – все в автобусе должны пройти алкотест, если зелёный -  никого не проверяют (предназначение жёлтого шарика осталось неизвестным – вероятно, тогда проверяют самого «игрока»? - Ф.А.).

КТО КОМУ ДОЛЖЕН

Постоянный участник подобных встреч, руководитель центра эколого-правовой инициативы "Глобус" Галина ЧЕРНОВА высказала предложение отодвинуть границу санитарно-защитной зоны Тенгиза. И вообще, по её мнению, ТШО предоставляет компетентным органам недостоверные экологические данные. 

Руководитель центра эколого-правовой инициативы "Глобус" Галина ЧЕРНОВА


- Вот вы всегда такая эмоциональная и постоянно в чём-то нас обвиняете, - упрекнул в свою очередь Рзабек Артыгалиев. – По санитарно-защитной зоне у нас в своё время проводились слушания. Еще во времена СССР было установлено, что СЗЗ должна быть охватывать радиус не менее 10 километров от производственных объектов. Сейчас в этой зоне нет никаких населённых пунктов, даже самых маленьких - всех переселили. И экологические данные у нас стопроцентно достоверные. На территории и на границе санитарно-защитной зоны ТШО расположены 12 автоматизированных стационарных станций наблюдения за окружающей средой. Станции мониторинга также находятся в поселке ТШО и в ближайшем населенном пункте – поселке Жана Каратон, расположенном в 95 км от месторождения. Мы контролируем и воздух, и подземные воды. Превышения не наблюдается.  

Г. Чернова затронула также тему Кульсары:

- Этот населённый пункт никак не соответствует статусу города, и вам должно быть за это стыдно.


Ей вторил участник встречи Даулет УТЕГЕНУЛЫ. По его словам,   он не видел в Кульсары ни современных автобусов,  ни пожарных машин, ни, к примеру, парков. А кто как не ТШО должен помогать административному центру района, на территории которого находится Тенгиз?

-Во-первых, ТШО выделяло деньги и на автобусы для Жылыйоского района, и на спецтехнику. И парк мы в своё время построили в Кульсары, и сдаём сейчас детсад, - ответил Артыгалиев. И тут же высказался на эмоциях:

- Часто говорят, что «Тенгизшевройл» должен построить то-то и то-то. Но он ничего не должен, а все эти весьма значительные средства на местные социальные нужды выделяет добровольно. У нас есть несколько программ, по которым мы строим различные объекты. Мы платим миллиарды налогов, и вы можете спросить у местных государственных органов, куда они уходят.  

Фархат АБИЛОВ

Фото автора