Как распознать финансовую пирамиду

2020-06-12 15:03:27
За 6 месяцев 2020 года в Казахстане было возбуждено 21 уголовное дело в отношении организаторов финансовых пирамид. Об этом сегодня в Службе центральных коммуникаций рассказал председатель Комитета по финансовому мониторингу МФ РК Жанат Элиманов, передает корреспондент zakon.kz.

"Работа по пресечению деятельности таких организаций проводится как службой экономических расследований (СЭР), так и МВД. Что касается СЭР, то в текущем году уже возбуждено 21 уголовное дело. Они находятся в производстве, расследуются. Есть факты так называемых псевдолотерей. Например, в Алматы была выявлена группа лиц, занимающаяся псевдолотереями, разыгрывали автомобили. Но впоследствии завладели деньгами наших граждан. Ущерб здесь составил порядка 200 млн тенге, свыше 2000 потерпевших. К ответственности по данному делу привлекается 2 человека", - рассказал Элиманов.

Он напомнил, что правительством утвержден Единый оператор лотерей "Жулдыз". Так что все остальные лотереи, которые активно проводятся и рекламируются в соцсетях, – незаконные. Для выявления финансовых пирамид на ранней стадии Минфин проводит разъяснительные компании в СМИ и проводит мониторинг социальных сетей.

"К тому же сейчас подразделениями финансовой разведки Комитета разработана типология, схема финансовой пирамиды. Эти типологии будут направлены в БВУ для того, чтобы своевременно выявлять по транзакциям банковским эти финансовые пирамиды"", - сообщил он.

По его словам, одна из главных проблем в выявлении пирамид - это вовлеченность населения. Ведь первые участники этой незаконной деятельности действительно получают обещанную прибыль, а потому на этой стадии потерпевшие отказываются обращаться в органы и писать заявления.

А когда население уже массово вовлекаются гражданам и наносится ущерб, тогда мы получаем массово заявления, но тогда деньги похищены, - добавил он.

Элиманов назвал три признака финансовой пирамиды. Первое – это обещание баснословные прибыли, которые превышают официальные вознаграждения по банковским депозитам, второе – прибыль обещается в любом случае, при любых обстоятельствах. Третье – такие организации непрозрачны с финансовой точки зрения, то есть скрывают, на чем они зарабатывают. Активно используются соцсети для рекламы.

"Хотелось предупредить граждан быть бдительными и при наличии таких признаков не подвергать угрозе свои сбережения", - заключил он.