После долгих обсуждений Мажилис Республики Казахстан принял во втором чтении "Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения" и направил его на обсуждение в Сенат. В случае если Сенат одобрит кодекс в нынешней редакции, то он будет принят и направлен на подпись к Президенту Касым-Жомарту Токаеву и вступит в силу с 1-го января 2021 года. Обсуждения вокруг кодекса начались еще в 2018 году и было проведено много общественных слушаний, предложены многочисленные поправки. Кодекс по праву можно назвать самым противоречивым и широко обсуждаемым законом за последние годы.
В кодексе, кроме таких спорных пунктов как вакцинация, трансплантация органов, остро стоял и вопрос регулирования электронных сигарет, профилактиик и ограничения табакокурения. По итогам второго чтения Мажилис приравнял электронные сигареты к обычным сигаретам, запретил выкладку любой табачной продукции в магазинах, а также увеличил возрастной ценз для продажи табачных изделий с 18 до 21 года, по аналогии с запретом продажи алкогольной продукции. В кодекс также были внесены нормы, обязывающие производителя и импортера табачных изделий, проводить ежегодно исследования по содержанию никотина в табачной продукции и предоставлять отчеты об их результатах. Однако тут возникает вопрос: насколько закон будет действенен? Не приведет ли запрет к продаже контрафактной продукции? Как отреагируют на эти новшества потребители?
Бахыт Туменова, Президент Общественного Фонда "Аман-саулык" считает, что, к сожалению, Мажилис не прислушался к мнению общественных организаций и приравнял электронные сигареты к традиционным. "Мы на протяжении нескольких лет говорили о том, что электронные сигареты и традиционные сигареты — это разные категории товаров и их нельзя приравнивать. Электронные сигареты в десятки раз менее вредны, чем традиционные сигареты и их надо отдельно регулировать. Процесс курения — это вопрос зависимости, и люди курят, чтобы удовлетворить свои физические, психологические и личностные потребности. И для курильщиков электронные сигареты и системы нагревания табака являются реальной альтернативой, они могли бы удовлетворить свою зависимость путем переключения на новые менее вредные продукты". В этом суть концепции снижения вреда, которая стала частью успешной программы по борьбе с табакокурением в Великобритании. Мы же пока предпочитаем двигаться по-старинке.
По мнению Б.Туменовой, приравнивая электронные сигареты к традиционным, государство дает курильщикам сигнал, что смысла преходить на менее вредные альтернативные продукты нет. А нынешний закон, по словам Б. Туменовой, носит больше запретный характер и вряд ли он предотвратит курение табака несовершеннолетними и как-то поможет в борьбе с употреблением табака: "Запретный плод всегда сладок. И запреты, к сожалению, не работают " - считает Б.Туменова.
Б. Туменова отметила, что общественность не смогла в полной мере принять участие в финальных стадиях обсуждения кодекса из-за пандемии. Онлайн технологии были не всегда доступны, или доступны не всем. В этой связи, общественники из числа придерживающихся концепции снижения вреда продолжат свои усилия, чтобы наши граждане имели доступ к альтернативе сигаретам. Решение курить или не курить, а если курить, то, что именно, принимает сам человек. А государство должно обеспечить его достоверной научно-обоснованной информацией. Отсутствие же правдивой и полной информации относительно того, что является более, а что менее вредным из табачной никотиносодержащей продукции, затрудняет для потребителя принятие решения в пользу менее вредного продукта.
Светлана Романовская, Председатель Правления Лиги Потребителей Казахстана считает, что в кодексе есть пункты, нарушающие права потребителей. По словам С. Романовской, это касается в первую очередь тех потребителей, кому уже 18-20 лет. "Национальная Лига Потребителей категорически против употребления табачных изделий вообще, не говоря уже о молодых людях, но я считаю, что увеличение возрастного ценза непродуманный шаг. Конституция РК предусматривает, что законы, ухудшающие положение граждан, не должны иметь обратной силы. В данном случае принятые поправки как раз-таки ухудшают положение молодых людей в возрасте 18-20 лет, которые употребляли табачные продукты, так как закон позволял им это делать, а сейчас это становится незаконным. 18-летние граждане Казахстана являются по Конституции совершеннолетними, обладая всеми правами без всяких ограничений. Табачная зависимость является фактически болезнью, у них уже выработалась зависимость от сигарет и они, естественно, будут нарушать закон и найдут способ купить табачную продукцию так как для них это уже жизненная потребность. Подобные меры необходимо вводить, учитывая интересы всех лиц. Наиболее справедливым было бы позволить и впредь приобретать табачную продукцию лицам, достигшим 18-летнего возраста на момент вступления изменений, к примеру, по предъявлению удостоверения личности", - отмечает С. Романовская.
Национальная Лига Потребителей также существенной проблемой считает отсутствие государственной горячей линии по поддержке в отказе от курения. Подобные линии существуют во многих странах мира, к примеру, в Российской Федерации. Такая поддержка курильщиков со стороны государства значительно помогает уменьшить число лиц, зависимых от табака. Лига Потребителей Казахстана с 2000 года является членом международной организации по защите прав потребителей Consumer International и в рамках всемирного проекта запустила горячую линию по изучению мнения людей о табачных изделиях в целях изучения сложившейся ситуации в Казахстане. По мнению большинства опрошенных, приравнивание электронных сигарет к традиционным является ошибочным, так как электронные сигареты - это совершенно другой вид табачной продукции, а ее покупатели - это абсолютно другая категория людей и законодателям нужно было принимать все эти нюансы во внимание. В частности, потребители считают, нужно применить жесткие требования к качеству продукции и принять строгие стандарты, ведь случаи с заболеваниями по причине курения электронных сигарет в США были прежде всего связаны с потреблением контрафактной продукции. К такому результату пришел Центр по контролю и предотвращению заболеваний США (Center for disease control and prevention), который подвел в начале этого года итоги расследования ситуации с электронными сигаретами, имевшей место в прошлом году. И нет ни единого случая с продукцией официальных производителей по данным.
В кодексе, кроме таких спорных пунктов как вакцинация, трансплантация органов, остро стоял и вопрос регулирования электронных сигарет, профилактиик и ограничения табакокурения. По итогам второго чтения Мажилис приравнял электронные сигареты к обычным сигаретам, запретил выкладку любой табачной продукции в магазинах, а также увеличил возрастной ценз для продажи табачных изделий с 18 до 21 года, по аналогии с запретом продажи алкогольной продукции. В кодекс также были внесены нормы, обязывающие производителя и импортера табачных изделий, проводить ежегодно исследования по содержанию никотина в табачной продукции и предоставлять отчеты об их результатах. Однако тут возникает вопрос: насколько закон будет действенен? Не приведет ли запрет к продаже контрафактной продукции? Как отреагируют на эти новшества потребители?
Бахыт Туменова, Президент Общественного Фонда "Аман-саулык" считает, что, к сожалению, Мажилис не прислушался к мнению общественных организаций и приравнял электронные сигареты к традиционным. "Мы на протяжении нескольких лет говорили о том, что электронные сигареты и традиционные сигареты — это разные категории товаров и их нельзя приравнивать. Электронные сигареты в десятки раз менее вредны, чем традиционные сигареты и их надо отдельно регулировать. Процесс курения — это вопрос зависимости, и люди курят, чтобы удовлетворить свои физические, психологические и личностные потребности. И для курильщиков электронные сигареты и системы нагревания табака являются реальной альтернативой, они могли бы удовлетворить свою зависимость путем переключения на новые менее вредные продукты". В этом суть концепции снижения вреда, которая стала частью успешной программы по борьбе с табакокурением в Великобритании. Мы же пока предпочитаем двигаться по-старинке.
По мнению Б.Туменовой, приравнивая электронные сигареты к традиционным, государство дает курильщикам сигнал, что смысла преходить на менее вредные альтернативные продукты нет. А нынешний закон, по словам Б. Туменовой, носит больше запретный характер и вряд ли он предотвратит курение табака несовершеннолетними и как-то поможет в борьбе с употреблением табака: "Запретный плод всегда сладок. И запреты, к сожалению, не работают " - считает Б.Туменова.
Б. Туменова отметила, что общественность не смогла в полной мере принять участие в финальных стадиях обсуждения кодекса из-за пандемии. Онлайн технологии были не всегда доступны, или доступны не всем. В этой связи, общественники из числа придерживающихся концепции снижения вреда продолжат свои усилия, чтобы наши граждане имели доступ к альтернативе сигаретам. Решение курить или не курить, а если курить, то, что именно, принимает сам человек. А государство должно обеспечить его достоверной научно-обоснованной информацией. Отсутствие же правдивой и полной информации относительно того, что является более, а что менее вредным из табачной никотиносодержащей продукции, затрудняет для потребителя принятие решения в пользу менее вредного продукта.
Светлана Романовская, Председатель Правления Лиги Потребителей Казахстана считает, что в кодексе есть пункты, нарушающие права потребителей. По словам С. Романовской, это касается в первую очередь тех потребителей, кому уже 18-20 лет. "Национальная Лига Потребителей категорически против употребления табачных изделий вообще, не говоря уже о молодых людях, но я считаю, что увеличение возрастного ценза непродуманный шаг. Конституция РК предусматривает, что законы, ухудшающие положение граждан, не должны иметь обратной силы. В данном случае принятые поправки как раз-таки ухудшают положение молодых людей в возрасте 18-20 лет, которые употребляли табачные продукты, так как закон позволял им это делать, а сейчас это становится незаконным. 18-летние граждане Казахстана являются по Конституции совершеннолетними, обладая всеми правами без всяких ограничений. Табачная зависимость является фактически болезнью, у них уже выработалась зависимость от сигарет и они, естественно, будут нарушать закон и найдут способ купить табачную продукцию так как для них это уже жизненная потребность. Подобные меры необходимо вводить, учитывая интересы всех лиц. Наиболее справедливым было бы позволить и впредь приобретать табачную продукцию лицам, достигшим 18-летнего возраста на момент вступления изменений, к примеру, по предъявлению удостоверения личности", - отмечает С. Романовская.
Национальная Лига Потребителей также существенной проблемой считает отсутствие государственной горячей линии по поддержке в отказе от курения. Подобные линии существуют во многих странах мира, к примеру, в Российской Федерации. Такая поддержка курильщиков со стороны государства значительно помогает уменьшить число лиц, зависимых от табака. Лига Потребителей Казахстана с 2000 года является членом международной организации по защите прав потребителей Consumer International и в рамках всемирного проекта запустила горячую линию по изучению мнения людей о табачных изделиях в целях изучения сложившейся ситуации в Казахстане. По мнению большинства опрошенных, приравнивание электронных сигарет к традиционным является ошибочным, так как электронные сигареты - это совершенно другой вид табачной продукции, а ее покупатели - это абсолютно другая категория людей и законодателям нужно было принимать все эти нюансы во внимание. В частности, потребители считают, нужно применить жесткие требования к качеству продукции и принять строгие стандарты, ведь случаи с заболеваниями по причине курения электронных сигарет в США были прежде всего связаны с потреблением контрафактной продукции. К такому результату пришел Центр по контролю и предотвращению заболеваний США (Center for disease control and prevention), который подвел в начале этого года итоги расследования ситуации с электронными сигаретами, имевшей место в прошлом году. И нет ни единого случая с продукцией официальных производителей по данным.
Просмотров материала: 0