«Великая майская революция» Токаева

2020-05-14 07:00:45
«Великая майская революция» Токаева
Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества – принято называть «революцией» (от позднелатинского revolutio). Быстрота событий и существенность изменений отличают ее от «эволюции», когда развитие происходит гораздо медленнее. История, которая сейчас творится в Казахстане, пожалуй, гораздо ближе соответствуют первому определению, чем второму. И явно превосходит понятие просто «реформы» – когда производится изменение лишь какой-либо части системы, не затрагивая существующих основ…

Итак, окончательно или нет, но первый в истории Казахстана режим Чрезвычайного положения официально завершился 11 мая. Новый действующий президент Касым-Жомарт Токаев приучил за этот год своего руководства к тому, что какие-то особо важные вещи (вроде заявлений или обращений) обычно анонсируются. Иногда даже почти за неделю до самого события, заставляя строить всевозможные прогнозы. С отменой ЧП получилось почти наоборот – вплоть до 00 часов понедельника мы ожидали всевозможные резолюции, но все случилось тихо…

Марафон от коронавируса

Совсем тихо и просто в 00 часов 11 мая Чрезвычайное положение в Казахстане закончилось. В этот понедельник президент собрал «на посошок» заключительное заседание Государственной комиссии по ЧП и первым делом переименовал ее в Госкомиссию по восстановлению экономического роста. Тем самым подчеркнув, что в работе «комиссаров» акцент переводится с «оборонительных» действий от COVID-19 – на возрождение экономики.

Думается, в связи с официальным завершением чрезвычайного этапа можно подвести какие-то предварительные итоги. На мой взгляд, за свою работу наша Госкомиссия по ЧП явно заслужила твердую положительную оценку. Поскольку так случилось, что всем государствам мира практически одновременно пришлось стартовать в этом «забеге» под названием «борьба с COVID-19», сразу стало заметно, что мы оказались гораздо лучше многих.

Напомню, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 31 декабря 2019 года впервые зарегистрировала вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 в г. Ухань, Китай. 11 марта вирус официально был признан пандемией, то есть необычайно сильной эпидемией, опасной для всей планеты. И вот на сегодня, 13 мая, когда я пишу этот материал, за 134 дня 2020 года COVID-19 набрал следующую статистику: 4,361,797 человек заболевших, скончалось 293,292, излечилось от болезни 1,612,995 (данные с https://www.worldometers.info/coronavirus/). В момент, когда вы будете читать Матрицу.kz эти цифры, без сомнения, еще сильнее вырастут…

Коронавирус выявил поразительный факт: считающиеся самыми развитыми государствами страны проявили наихудшую дисциплину (как известно, главным средством против COVID оказалась самоизоляция, карантин!) и слабую готовность систем здравоохранения (что, впрочем, неудивительно при огромном наплыве больных). «Лидером» по КВИ, как известно, являются США – 1,408,636 заразившихся, 83,425 умерших. Великобритания, Италия, Франция, Испания – следующие затем страны-«лидеры» по числу умерших – 32,692, 30,911, 26,991 и 26,920 человек соответственно. Соседняя с нами Россия (и это должно нас насторожить в плане усиления профилактики!) в последние дни вырвалась в тройку «лидеров» по числу заразившихся – 242,271 человек.

Планета Земля похожа сейчас на одну огромную инфекционную больницу, где в каждой отдельной палате главным является один и тот же диагноз – коронавирус COVID-19. Опасность неведомой ранее болезни еще и в том, что она практически напрочь тормозит любую человеческую деятельность. А значит останавливается и вся экономика. Не работают фабрики и заводы. Остановился транспорт. Многие страны стремятся, отменив карантин, побыстрее запустить свой экономический механизм. Пока более-менее успешно это получается только у Китая, Южной Кореи и еще нескольких государств. Но и им, даже при их высокой гражданской дисциплине, приходится остерегаться всплеска второй волны эпидемии…

42500 и другие плюшки

Всемирное табло www.worldometers.info/coronavirus/country/kazakhstan/ показывает, что в Казахстане сейчас (13 мая) 5,417 человек заразились коронавирусом, 32 из них скончались от болезни. Выздоровели 2,223 человека. На данный момент мы на 57 месте – и это тот редкий случай, когда никто из казахстанцев не хотел бы, чтобы наша страна выбилась в «лидеры».

Здесь давайте рассмотрим (опять же, напомню, лишь предварительно, поскольку точные цифры и факты еще наверняка будут подводиться) работу прежней Госкомиссии по ЧП. Прежде всего, отметим, что по поручению президента К. Токаева медицинские и прочие службы еще с конца января начали подготовку к «визиту» коронавируса. И мы одними из первых, после признания ВОЗ 11 марта вируса COVID-19 пандемией, ввели у себя режим Чрезвычайного положения. Теперь, когда мы оглядываемся назад и сопоставляем реакцию и действия других государств – вполне резонно предположить, что любое промедление привело бы нас к гораздо более плачевным последствиям.

56 дней Чрезвычайного положения Казахстан пережил неплохо. А если учесть, что страна имеет суверенный Национальный фонд с запасами под 60 млрд. долларов – который в принципе и предназначен для подобных ситуаций – то очень даже благополучно в сравнении с иными государствами.

Начать с того, что по поручению президента людям, потерявшим доход (а затем и другим казахстанцам, кто вовсе официально не имел дохода) государство начало выплачивать помощь в 42500 тенге. Всего более 4,5 миллионов казахстанцев получили такое пособие, а значительная часть из них – успела даже дважды. Нуждающимся семьям помощь осуществлялась не только деньгами, но и продуктово-бытовыми наборами – таких людей было более 1 миллиона. Для смягчения кризисной ситуации фиксировались цены на продукты, снижались коммунальные тарифы, давались компенсации.

Не менее важной частью после социальной поддержки нуждающихся граждан и их семей были старания Госкомиссии по ЧП стимулировать национальную экономику, точнее то от нее, что могло бы хоть как-то работать в условиях карантина. В этот период государство осталось практически единственным стабильным источником финансирования.

Именно от правительства в экономику потекли щедрые субсидии. На реализацию антикризисных мер, связанных с коронавирусом и снижением мировой деловой активности, намечено направить до конца года 5,9 трлн. тенге. Из них за счет республиканского бюджета – 3,4 трлн. тенге и внебюджетных средств – 2,5 трлн. тенге. По поручениям главы государства расходы были направлены на увеличение занятости, ежемесячные выплаты по потере доходов, соцвыплаты, жилищное строительство, а также компенсацию потерь налоговых доходов бюджета. К примеру, на финансирование дорожной карты занятости предусмотрено 1 трлн тенге, из них за счет средств республиканского бюджета – 300 млрд. тенге (из внебюджетных средств – 700 млрд. тенге). В регионах начата реализация крупных инфраструктурных проектов, на которых создано 255 тыс. рабочих мест. На льготное кредитование оборотного капитала субъектов бизнеса под 8% и расширение льготного кредитования инвестпроектов под 6% годовых по программе «Экономика простых вещей» предусмотрено 1 трлн. тенге. Почти двум миллионам заемщиков были предоставлены отсрочки по кредитам. Также уже подсчитано, что снижение налоговой нагрузки для более чем 700 тысяч компаний и предпринимателей позволит им сэкономить около 1 триллиона тенге.

Через день после завершения режима ЧП – 12 мая – на заседании правительства были озвучены цифры по основным государственным программам. Так на расширение госпрограмм развития агропромышленного комплекса, «Енбек», «Дорожной карты бизнеса» и «Ауыл – Ел бесігі» в общем предусмотрено 240 млрд. тенге. В частности на субсидирование АПК направляется 50 млрд. тенге плюс 55 млрд. тенге на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі». 50 миллиардов зарезервировано на развитие рынка труда в рамках госпрограммы «Енбек». На субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2025» запланировано 84,5 млрд. тенге.

Самое интересное еще впереди!

Всё, Госкомиссия по Чрезвычайному положению (ГКЧП-2020) канула в Историю. И, надеюсь, навсегда. И еще надеюсь, что этот кризис показал, что, в принципе, Казахстан – это сильное и состоявшееся государство с достаточно мощными ресурсами, вполне управляемым госаппаратом и устоявшимися институтами.

Теперь самое интересное и важное для нас – как заработает Государственная комиссия по восстановлению экономического роста во главе с президентом Касым-Жомартом Токаевым? 11 мая на том самом заседании Госкомиссии глава государства выступил с заявлением, которое с некоторой натяжкой можно считать программным. Хотя я лично считаю и это обращение президента, и саму ситуацию в стране в достаточной степени революционными, поскольку они предполагают тот самый «радикальный, качественный скачок в развитии общества». Но об этом чуть ниже…

Пока же формализовано рассмотрим контекст заявления К. Токаева от 11 мая.

Президент условно разделил свое обращение на семь частей, причем сразу заметно, что практически в каждой из них много расплывчатых формулировок – это свидетельствует о том, что определенной четкой позиции по многим вопросам еще не выработано. Есть цели, есть благие устремления, но каким путем рационально и эффективно их можно достигнуть – пока не ясно. Отсюда и понятно задание Госкомиссии подготовить «Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца текущего года». Очевидно, что за выделенный срок – неделю – действительно качественный документ подготовить невозможно, но, видимо, его предполагают дорабатывать по ходу…
Первые три части «актуальных задач» из семи, выделенных президентом, могут относительно толковаться как императивные. На основе уже выделенного финансирования различных программ уточняются свойства и условия запуска национальной экономики. Как, что и как необходимо и желательно действовать не только полевым субъектам экономики, но и регулирующим госструктурам. Определяющим здесь, пожалуй, звучит заголовок первой части: «Повышение самодостаточности казахстанской экономики».

(В скобках отдельно выделю лишь один момент – запуск нового проекта по обеспечению кредитным жильем «5-10-20». Для него в рамках антикризисных средств выделят 390 миллиардов тенге и, как я понял, переименуют «Жилстройсбербанк» в «Отбасы банк». Активное строительство, и особенно недорого жилья – это абсолютно беспроигрышный ход при любом экономическом кризисе! Об этом еще во времена прошлых кризисов часто писал известный журналист и основатель Матрица.kz Серик Мамбетов. Так что, мне показалось, здесь весь замысел кроется только в ребрендинге банка, который под старым именем не мог выполнить нужные задачи?)

Шестую и седьмую части заявления К. Токаева условно можно назвать «юридическими». В одной предлагается выжать максимум возможного из прежде широко разрекламированного «инвестиционного климата» и затаскивать к нам всякого иностранного инвестора, который заблудился в мировом карантине. В другой звучит предупреждение от использования банкротства ослабленных кризисом предприятий для рейдерских захватов – глава государства прямо поручает использовать прошедший ЧП как форс-мажорное оправдание.

Ну и, как вы поняли, самые любопытные вещи президент «спрятал» в середине заявления. Об этом стоило бы написать подробно, но статья и так уже велика!

Если фиксировать кратко: в пятой части К.Токаев акцентирует на диверсификации экономики «с упором на обрабатывающую промышленность», для чего «можно» создать Фонд развития промышленности. В четвертой части президент заявляет, что «пришло время» «проработать» вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога (ИПН).

Читатели со стажем могут сказать, что ничего «революционного» в таком заявлении нет. А предложения и по шкале налогов, и особенно по диверсификации экономики много раз звучали и прежде.

Шаг вперед, два – в сторону…

А вот теперь я вернусь к обещанному моменту – почему считаю текущую ситуацию возможностью того самого «радикального, качественного скачка в развитии общества».

Действительно, за 30 лет суверенного развития Республики Казахстан многократно обсуждались темы и ухода с «нефтяной иглы», и развития обрабатывающей промышленности как диверсификации национальной экономики, и даже налога на роскошь как возможности сокращения разрыва между супер-богатым меньшинством и очень-бедным большинством.

Но, давайте признаемся, что сейчас мы обретаем в уникальной, никогда прежде не существовавшей реальности. Причем не только мы, как страна, но и все государства мира! Главный вывод, который можно сделать уже сейчас – коронавирус безжалостно сломал господствовавший в последние десятилетия тренд на глобализацию. Даже Китай, выросший во вторую экономику мира на том, что производил и поставлял товары всей планете, сейчас вынужден прочно закрывать свои границы.

Общеизвестные условия всемирного карантина актуализируют сейчас, как никогда прежде, наши устремления к диверсификации экономики. Хотя бы просто потому, что иначе мы можем не выжить, даже имея приятные «загашники» в 60 миллиардов долларов Национального фонда и 30 миллиардов золотовалютных резервов. Проесть-пропить их довольно легко, а пополнять будет чем дальше, тем сложнее. Конечно, никто не отменял прежних проблем в виде малочисленности населения, который не способен все потребить, а потому искать выходы для экспорта все равно придется. Однако для этого нужно прежде научиться делать что-то качественное на продажу. И, конечно, обязательно нужно возродить село, чтобы «железно» обеспечить себя продовольствием…

Вообще, у нас много проблемных мест, которые обязательно нужно решить именно сейчас. Например, «кривую» статистику, которая «не видит» в экономике миллионы человек собственного населения и малодушно списывает их в «самозанятые». От них государство не получает налоги, они не делают накопления на старость – но придет время, и эти миллионы людей будут законно претендовать на пенсии и помощь от государства, которое просто не осилит такие расходы. И, скорее всего, к тому времени наша нефть потеряет свою нынешнюю могущественную силу.

Год-два назад государство придумало хорошую хитрость – Единый социальный платеж (ЕСП) и какую-то часть «самозанятых» сумели вывести из тени. Сейчас, благодаря 42500 – помощи, получить которую ринулись многие граждане – государство «узнало» практически всех своих граждан. И теперь обязательно нужно придумать что-то, чтобы закрепить всех «самозанятых» на свету. Здесь единственный возможный вариант – низкие налоги, на уровне ЕСП, для бедных, ставки побольше – для богатых…
Лично я не знаю, обладает ли достаточной харизмой для убеждения в своих действиях всего населения страны глава государства Касым-Жомарт Токаев? Да и, честно говоря, мировые исторические примеры «персонального лидерства» чаще всего приводят к настораживающим результатам.

Потому желательно, чтобы в этот непростой период свою посильную помощь оказали и прочие институты государства. Тот же парламент, набитый депутатами, получающими шикарные зарплаты, мог бы в обе стороны – и вниз, и наверх, транслировать разумные вещи. Особая помощь была бы кстати от политических партий: они-то по своей природе должны проистекать из народных масс, из его проблем и чаяний. В этом плане особый спрос будет с Nur Otan, как главной партии в стране и в парламенте. Кстати, заявленная партией Елбасы Нурсултана Назарбаева новинка – использование праймериз для выявления региональных и республиканских лидеров – могла бы строиться как раз на обсуждении этой новой экономической стратегии Касым-Жомарта Токаева…

* * *


Один мой друг часто любит приговаривать цитату из комедии «Кавказская пленница»: торопиться, мол, не надо… Поспешность, конечно, до добра не доводит. Но мы обязаны сейчас использовать нынешний, уникальный во многих отношениях, шанс, чтобы совершить разумную «революцию» и кардинально изменить страну! А уж станет ли затем она в Истории «Великой майской революцией» Касым-Жомарта Токаева – покажет время…

Нурлан Махмудов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3