Власти нам же не запрещают говорить по-казахски...

2020-05-05 13:00:47
Власти нам же не запрещают говорить по-казахски...
"Сила, которая объединяет народа - Казахстана это понятия отчизна, земля и история. Прошло почти 29 лет нашей независимости, однако казахский язык не стал той силой, которая объединила народа Казахстана. К сожалению объединяющая мощь корпуса национального языка по прежнему остаётся за пределами этого понятия.

Кто виноват?


Данную проблему я слышал от ряда людей. И в школах нередко пришлось быть свидетелем. Не сомневаюсь, что и вы когда-то стали безмолвным участником этой самой неприглядной истории.

История того, как русскоязычные казахи отдают свое дитя в казахскую школу, по прошествии 3-4 месяцев забирают обратно и отдают в русскую школу. Причина банальная: ребенку не всегда удаётся сразу овладеть родным языком. Я бы сказал, иногда приходится очень туго. Он не понимает, что говорит учитель, и как следствие ухудшается успеваемость. Видя, как страдает их чадо, родители во всём обвиняют учителя. Упрекают школу. Заканчивается это все возвращением ребёнка туда, где ему комфортно в языковом отношении.

Эти злоключения продолжаются вот уже в течение нескольких поколений. Прежде всего страдают дети. Они не виноваты в том, что им приходилось с малых лет смотреть в этот мир не через огранку родного языка, а через вуаль чужой для себя стихии. Виноваты в этом прежде всего родители, “аташки” и “ажешки”. Ребёнок вроде ходит в национальную школу, но нисколько не чувствует её духоустроиство, потому что за её пределами, дома он охвачен аурой «великого и могучего» - мыслить на русском, следовательно говорит по-русски.

Обычно мысль отдать ребёнка в казахскую школу посещает родителей, когда ему исполняется 7 лет. Время, когда он успел полностью отлучится от родного языка, родной культуры. Самая главная ошибка тут в том, что родители выбрав казахскую школу полностью снимают с себя ответственность и перекладывают на школу, не подозревая, что они сами упустили важнейшую вещь - готовить ребёнка к казахской школе с детского сада.

По большому счёту мы здесь начинаем пожинать горькие плоды общего состояния в обществе. Страдания ребёнка, его внутренняя раздвоенность - есть зеркальные отражения перекосов, допущенных в общественном и государственном уровнях. У нас куда ни гляди, все на русском. Видно, что человек знает родной язык, но он упорно хочет показать себя цивильным думая, что он выглядит таким, когда говорит на русском.

Положение усугубляется также отсутствием спроса на государственный язык - он не язык общения, самообеспечения и бизнеса. Сами же родители больше обеспокоены изучением английского, чем родного языка. Для родителей изучение казахского языка детьми, стоит на последнем месте. Если казахский язык не нужен самим казахам, то как можно предъявить какие-либо требования, скажем, Саше или Алексею?! Честно говоря, им нет дела до государственного языка. Когда у них спрашиваешь их мнение относительно казахского языка, они открыто говорят: «знаете, у меня нет нужды в этом языке».

Как и чем мы можем помочь детям в овладении родным языком? Обеспокоены ли вы этой проблемой?

В прошлый раз президент России Путин высказался о возрождении СССР. Интересно? По его мнению : «русский язык, язык межнационального и межгосударственного общения - наш общий язык». Во всех странах свободно говорят на русском языке. Это огромное преимущество для него. Значит мы сами готовим своих детей для осуществления "Путинской мечты". Развитие языка дело рук самого населения. Если сам народ не может сделать его языком образования и бизнеса, то в чем вина власти или кого-то другого? До сих пор мы только слышим, видим и слушаем тех, кто имеет власть. Теперь все это надо взять в свои руки и возложить свою ответственность.

Ведь власти нам же не запрещают говорить по-казахски...".

Нуркен Асанов, член совета директоров и член Правлений Eurasia Group

Сказано в facebook.
Просмотров материала: 15