На фоне трагических событий в Кордайском районе этот вопрос имеет особую актуальность. Действительно, погромы и столкновения удобнее всего рассматривать сквозь призму межэтнических отношений. Однако объективный анализ данной сферы не обнаруживает признаков этнической неприязни.
Традиционно ксенофобия характеризуется распространением и устойчивым закреплением в лексике ненормативных этнонимов, характеризующих отдельные этнические группы. Классическим примером являются «жиды», «чурки», «хачики» и другие, явно не свидетельствующие о наличии симпатий к представителям групп, нареченных этими прозвищами. Однако любой мониторинг сетевого пространства или анализ бытовой лексики не позволяет выявить распространение подобных «этнонимов» в отношении любой из проживающих в Казахстане этнических групп.
Этническая неприязнь, как правило, характеризуется также и предпочтительным отношением по отношению к отдельным группам. К примеру, в США при выборе школы обращают внимание на количественный состав черных, вполне официально включаемый в рейтинг, в России порядка 5% объявлений о сдаче жилья в аренду имеют оговорку «только для славян». Ничего даже отдаленно напоминающего подобную предпочтительность в казахстанской реальности никогда не присутствовало.
Еще одним признаком ксенофобии можно назвать последовательность преследований. Антисемиты преследуют евреев на протяжении тысячелетий, скинхеды в России целенаправленно охотятся за кавказцами и азиатами. Конфликты в Казахстане имели эпизодический характер и в одной и той же конфигурации фактически не повторялись.
Следуя вышеописанному, казахская толерантность вовсе не является мифом. Вероятнее всего, ее корни лежат в самой глубине образования казахского этноса, который, по сути, зарождался как союз тюркских племен. И, учитывая достаточно неоднородный их характер, в этом объединении каждому племени необходимо было преодолеть потенциальную неприязнь других. То есть, от ксенофобии, если она и была присуща историческим предкам современных казахов, пришлось избавиться, как минимум, пять с половиной столетий назад. Если же учесть еще и период в составе Золотой Орды или Великий Шелковый путь, то толерантность была воспитана еще раньше.
Однако это не означает полное отсутствие ксенофобии. Признаки которой, как ни парадоксально, можно заметить внутри самого казахского этноса. Ненормативные этнонимы «мамбет», «ауылбай», «манкурт» и другие не только распространены, но и используются так регулярно, что можно заметить без всякого мониторинга. По сути, неприязнь возникает не по этническому, а по социально-культурным признакам, включая языковые. Именно внутриэтнический раскол способен стать главным вызовом, нейтрализация которого, вполне возможно, позволит преодолеть многие проблемы, включая наблюдаемые сложности интеграции этнических меньшинств.".
Талгат Калиев, политолог
Сказано в facebook.
***
Уважаемые читатели! Мы продолжаем сбор средств на строительство футбольной площадки в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области по акции "Ауыл-Футбол".
Средства можно перечислять на Каспи-голд 5169 4971 6091 3509. Или можно по номеру телефона +7-707-621-6808 Серик Болатович М.
Заранее благодарим за поддержку!
Средства можно перечислять на Каспи-голд 5169 4971 6091 3509. Или можно по номеру телефона +7-707-621-6808 Серик Болатович М.
Заранее благодарим за поддержку!
Просмотров материала: 24
Комментарии