Я понимаю, на носу зимняя олимпиада, и новоиспеченному министру нужно срочно почистить «спортивную конюшню» после токийского провала при непонятном руководстве предыдущего министра, а также достойно выступить в Пекине. Но вопрос подушевого финансирования детского спорта (особенно, футбола) на селе тоже нужно решать.


Так почему я уверенно говорю, что Госпрограмма не работает в ауле. И не будет работать! В утвержденных Минкультспортом Правилах подушевого финансирования, на мой взгляд, есть несколько моментов, которые должны быть изменены, и кое-что добавлено или удалено.

Первое, вопрос спортивной инфраструктуры. Общеизвестно, что на селе существует большая проблема со спортивными сооружениями. Любыми.

Частный бизнес не строит – это не выгодно, государство … тоже не строит (хотя, надо бы стукнуть кулаком по столу), за редчайшим исключением. У нас в ауле построен один ФОК, и вроде бы, по заверениям тогдашнего акима области Амандыка Баталова, это спортсооружение должно было работать на простых аульчан.

Но аренда зала стоит 40 тысяч тенге в час, а футбольное поле – 10 000. Трудно говорить о массовом занятии спортом в этом ФОКе за такие деньги.

Единственное, что есть – это спортзалы местных школ. И то не везде! Экс-министр культуры и спорта А.Райымкулова недавно признавалась, что в школах 1970 сёл страны вообще отсутствуют спортзалы.

Так в чем дело? А в том, что в Правилах подушевого финансирования черным по белому написано, что поставщик спортивных услуг должен иметь свой спортзал или арендовать. Если нет частных спортзалов, приходится идти в школу.

Но взять в аренду школьный зал тоже проблематично. Либо нет (объективно) свободного времени – дети учатся в три смены и спортзалы заняты всегда. Есть такие школы, в спортзалах которых одновременно проходят уроки физкультуры для учеников 4-х классов. Разделили спортзал длиной 20 метров и шириной 9 метров волейбольной сеткой и …вперед 4 класса по 25-30 человек. И такое есть!

Второе. Даже есть возможность взять в аренду, то не во всех сельских спортзалах есть туалет, горячая вода, видеонаблюдение, раздевалка со шкафами, вытяжка. Это прописано в Правилах. Кроме того, температура воздуха в тренировочном пространстве не должна быть ниже 20 градусов. Ну, кроме тех видов спорта, для которых нужно ледовое покрытие.

Хорошо, согласимся с этими требованиями. Согласимся с тем, что тренировки по таким видам спорта, как борьба, бокс, таеквандо, гандбол, шахматы и другие можно (и нужно, наверное, и то не все тренировки) проводить в залах. А лыжи, а футбол? Футбол вообще-то играют даже зимой, на снегу.

Еще одна справка: значительное количество школьных спортзалов очень маленькие для футбольных тренировок – около 200 квадратных метров. На такой площадке уже трудно развернуться детям 7-8 лет даже при игре 4 на 4. Для более старших детей остается бегать в формате 3х3 или 2х2. И группа в 20 человек никак не сможет проводить полноценную тренировку.

Отсюда наше первое и конкретное предложение министру: внести изменения в пункты Правил, касающихся футбола. Допустить (внести) в Правилах подушевого финансирования использование футбольных площадок на территории школ (или любой юрисдикции) с искусственным травяным покрытием и даже площадок с грунтовым покрытием, так как не во всех селах и не во всех сельских школах имеется площадка с искусственным газоном. Оплату за ребенка за участие в секции на таких площадках можно уменьшить.

Вторая проблема – Правила требуют, чтобы детей тренировали обязательно физруки с высшим или средним физкультурным образованием, или же мастера спорта по профилю.

Но, господа, физрук – это не обязательно тренер и не всегда тренер. И у него могут быть личные предпочтения по видам спорта и свой спортивный опыт по какому-либо виду спорта. Человек, проучившись в вузе или колледже, занимавшийся там таэквандо или волейболом, не может тренировать команду футболистов или боксеров.

Работа физрука заключается в том, чтобы научить детей как правильно бегать, прыгать и т.д., а тренер именно тренирует, учит овладевать техникой и тактикой по конкретному виду спорта.

Поэтому спортивную команду, пусть детскую, должен тренировать не физрук с дипломом, а сертифицированный тренер по каждому из видов спорта. К примеру, как в детском футболе тренер категории D, соответствующий требованиям международной федерации футбола.

Так и во всех видах спорта. И этот вопрос, я думаю, Минкультспорт должен решать вместе с Федерациями по видам спорта.

Что мы получим в результате принятия этих изменений и дополнений в Правила?! В результате, во-первых, мы в разы увеличиваем количество сельских детей, занятых в спортивных кружках! Во-вторых, квалифицированных тренеров, многие из которых в будущем смогут повышать свой уровень. Соответственно, мы поднимем и общий уровень детского спорта. Особенно, в нашем многострадальном футболе.

О социальной стороне вопроса (новые рабочие места, дополнительное образование, занятость детей и т.д.) можно и не говорить. Это более, чем очевидно.

Интересно было бы услышать мнение специалистов из Федераций.

С уважением, Серик Мамбетов, руководитель проекта #АуылФутбол