"На днях в правительстве опять заявили о регулировании мобильных переводов. То есть тех переводов, которые в последние пару лет стремительно вошли в моду, которыми пользуются вообще все, которыми любой казахстанец оплачивает хлеб в ларьке у дома, стрижку и ремонт машины.
В частности, предполагается, что люди, которые используют переводы для предпринимательской деятельности, должны пользоваться одним видом счета, а те, которые ими пользуются в персональных целях – другим. А еще Минфин разработает некий набор признаков, который позволит отличать счета предпринимателей от счетов обычных людей.
Эти разговоры начинаются не в первый раз. И в принципе, они довольно логичны. В стране есть большая и отлично работающая система оборота денег между физическими лицами. Налоговики ее сейчас особенно не контролируют, потому что это означает много рутинной работы и очень расширенное толкование принципа банковской тайны. Понятно, что посредством этой системы много людей занимается бизнесом, особенно мелким. И государство хочет это как-то контролировать.
Но любые меры должны делаться как-то по уму, что ли. Как-то так, чтобы не навредить. И вот с этим у нас обычно не очень хорошо.
Что говорят в правительстве сейчас? Сейчас говорят, что будут контролировать не все переводы подряд, а только переводы тех, кто занимается предпринимательской деятельностью. Но пока единственный способ отличить тех, кто получает переводы от занятий предпринимательской деятельностью, и всех остальных – по тому, являются ли они индивидуальными предпринимателями. Есть ИП – значит, подразумевается, что все поступающие на счет ИП переводы связаны с предпринимательской деятельностью. Нет ИП – значит, не связаны. Это пока единственно возможный формальный признак. Потому что иначе надо проверять вообще все переводы всех граждан всей страны.
Сказать, к чему логично приведет эта невиданная мера? К тому, что люди начнут ИП закрывать. Если все переводы в адрес ИП контролируются, и потом облагаются индивидуальным подоходным налогом, а переводы без ИП никак не контролируются, угадайте, что сделают наши умные и быстро соображающие граждане? Они перестанут работать через ИП, причем очень быстро.
И получается, что мера, направленная на увеличение собираемости налогов, по факту приведет к ее уменьшению, потому что ИП будут поставлены в неравные условия по сравнению с теми, у кого ИП нет – и начнут выкручиваться.
А теперь надо вспомнить еще одну важную вещь. Кончается уже второй очень тяжелый для малого бизнеса коронавирусный год. Наверняка будет и третий. Но правительство то мораторий на налоговые проверки планирует отменить, то переводы начинает контролировать. И все это в дополнение к карантинным ограничениям, локдаунам и деятельности мониторинговых групп. Такое ощущение, что правительство рассматривает МСБ в стране как некую дойную корову, которая стерпит вообще все, и будет исправно оплачивать любые затратные инициативы.
Но это, мягко говоря, не так. Малый бизнес во многих отраслях сейчас и так на грани физического выживания. И не стоило бы лишний раз усложнять ему жизнь".
Ержан Есимханов, юрист
Сказано в facebook.
Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или содержит недопустимый контент — сообщите нам:
Оставьте ваш комментарий (будет видно Ваше имя):
Комментарии