Из архива: Авария Ил-14 в Алданском районе

2020-02-29 02:00:06

04 августа 1972 г., 19:31. Якутская АССР, Алданский район, пос. Орочен-2й, 6 км южнее Алдана.

Самолет Ил-14М. Подразделение: Якутское УГА, Алданский ОАО Экипаж 197 летного отряда Алданского ОАО выполнял рейс Я-423/424 по маршруту Алдан — Чульман — Тахтамыгда — Чита — Иркутск и обратно.

Полетный вес самолета при взлете составлял 16800 кг, центровка 16,8 % САХ, что не выходило за пределы установленных норм. Погода в момент взлета была: облачность 9/4 слоисто-кучевая высотой 1000 м глазомерно, средняя видимость 50 км, давление 696 мм рт.ст., ветер 350° 1 м/с, температура +17°С.

Вырулив на исполнительный старт, экипаж опробовал работу магнето обоих двигателей на оборотах 1500 об/мин и, выполнив контрольную карту, доложил диспетчеру о готовности к взлету. Взлет производился в 19:29 местного времени с МКвзл=235° на номинальном режиме работы двигателей. Разбег самолета выполнялся нормально.

Непосредственно после отрыва самолета от земли на скорости около 160 км/ч произошел отказ правого двигателя, который был определен экипажем по развороту самолета вправо и падению оборотов до 1800 об/мин. Командир корабля дал команду: «Левому взлетный, убрать шасси».

Бортмеханик полностью дал сектора наддува и оборотов винтов обоих двигателей и убрал шасси. Получив доклад бортмеханика: «Отказал правый», командир корабля дал команду: «Правому флюгер».

Бортмеханик зафлюгировал винт правого двигателя и на взлетном режиме работающего двигателя экипаж продолжал дальнейший полет. Через 30 секунд от начала взлета командир корабля вызвал КДП Алдана на связь, а через 1 минуту 20 секунд доложил: «Отказал правый двигатель, набираю высоту по ложбине».

Посадка перед собой по курсу взлета была невозможна из-за отсутствия концевой полосы безопасности непосредственно за торцом ВПП и сложности рельефа местности. Ввиду вышеописанных условий, командир корабля принял решение следовать по ложбине вдоль реки Орто-Сала и автотрассы, пытаясь набрать высоту и скорость.

Из-за малой скорости в процессе одномоторного полета дальнейший набор высоты был невозможен, на больших углах атаки самолет шел с дальнейшей потерей поступательной скорости. Ввиду общего повышения рельефа местности в направлении полета и отсутствия возможности произвести посадку на автостраду, занятой большим количеством автотранспорта, срубив верхушки деревьев, растущих вдоль дороги, командир корабля принял решение производить посадку правее автострады на склон возвышенности у пос. 2-й Орочен (6 км от г. Алдан) и дал команду «Убрать газ».

Посадка производилась на малой скорости, при плохой управляемости самолета. Самолет правой плоскостью ударился о сарай, развернулся вправо под 90° к линии полета, левой стороной хвостовой части фюзеляжа сбил крышу жилого дома, потерял скорость, упал на землю, разрушился и от возникшего при падении пожара сгорел.

В момент падения шасси и закрылки были убраны, винт правого двигателя зафлюгирован. Экипаж и пассажиры, получившие различные травмы, были эвакуированы с помощью подоспевших местных жителей, им немедленно была оказана помощь, а прибывшей через 10 минут бригадой скорой помощи пострадавшие были доставлены в больницу.

Произведенным опросом пассажиров и очевидцев установлено, что после отрыва и полета от ВПП из выхлопных патрубков правого двигателя шел черный дым. Основной причиной летного происшествия является отказ правого двигателя на взлете, что привело к вынужденной посадке самолета за пределами ВПП на пересеченную местность и столкновению самолета с препятствиями.
Истинную причину отказа двигателя комиссии установить не удалось из-за уничтожения агрегатов и узлов двигателя при пожаре. Наиболее вероятной причиной отказа правого двигателя является заедание золотника РС-24М, что привело к переобогащению смеси и отказу двигателя на взлете, что является конструктивно-производственным дефектом.

Способствующими причинами АП явились ограниченные размеры ВПП а/п Алдан и сложный рельеф местности, прилегающей к торцу ВПП, не позволившие командиру корабля выполнить требования раздела «Отказ одного из двигателей на взлете до начала уборки шасси» РЛЭ Ил-14. При аварии никто не пострадал

Источник: @aldan.retro