15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

Опыт участия в боевых действиях Сериккали Туребеков находит очень ценным, хотя правильной оценке обстановки научился еще в техникуме Западно-Казахстанской области.

Юность бывает разная

Уроженец Хазретовки, тогда относившейся к Актюбинскому району, в армию пошел не со сверстниками, так как в те годы учащимся сельхозтехникумов давали отсрочку до получения диплома.
– В 20 лет я, дипломированный техник-механик, стал в армии наводчиком-оператором боевой машины пехоты, – вспоминает ветеран. – Мы были в числе первых, кто вошел в Афганистан, как нам объяснили пропагандисты, для оказания интернациональной помощи соседнему государству. Первая задача, поставленная перед батальоном, – занять военный аэродром в Шинданде, и мы ее выполнили.
Вошли 27 декабря 1979 года. Нас проинформировали, что в Персидском заливе стоит флот НАТО с бойцами, готовыми в любой момент двинуться в сторону Кабула, и знали, что их операция запланирована на 30 декабря. Этим объяснялось спешное движение советских подразделений.
Наш батальон шел впереди колонны, приказ был – двигаться без остановки. Любая заминка при движении означала не просто затор, но могла стоить жизни: огромная колонна тяжелой боевой техники легко смела бы с дороги, моста, обрушила в пропасть танк или БМП, а то и несколько транспортных единиц с бойцами.
Первые два месяца в Афганистане мы жили то в своих боевых машинах, то в окопе, обустроенном под блиндаж. Первая баня была 24 марта 1980 года, когда привезли палатки.
Сельский парень служил в мобильной бригаде 371-го мотострелкового полка, не имевшей места постоянной дислокации по причине оперативности ее назначения.
– Штаб полка находился в Шинданде, а наша бригада – на колесах, – продолжил собеседник. – Постоянная боевая задача – уничтожение антиправительственных банд­формирований. Поначалу нас сопровождали местные, которым мы помогали создавать перевес против душманов – в этом мы и видели свой интернациональный долг.
Следом шли советские караваны с гуманитарной помощью (стройматериалами, зерном, медикаментами и так далее), и моджахеды наносили им серьезный урон. Впрочем, те, кому помогали днем, воевали против нас ночью, и мы это знали. Эта страна непредсказуема!
Три месяца родители призванного в армию Сериккали не получали писем. Отец Жанабай, ветеран Великой Отечественной, надел ордена и поехал в военкомат спросить о сыне. Ничего ему не ответили. Фронтовик начал слушать радио, поймал волну «Свободы» и узнал, что советские войска вошли в Афганистан.
– То есть мои соотечественники не знали, что там имеется наш контингент, – считает Сериккали Жанабаевич. – Демобилизовавшись в ноябре 1980-го, мы с ребятами прилетели в Ташкент. Увидев нас, кто-то спросил: «Солдатики, вы откуда?». Мы ответили: «С войны!». Человек покрутил пальцем у виска… Аж в 1983-м меня вызвали в военкомат и выдали удостоверение ветерана боевых действий. Три года прошло, но мне-то всего 24 было!

Каждое событие – опыт

На вопрос о ценности опыта участия в боевых действиях собеседник ответил так:
– В 20 лет я командовал взводом, и часто сыновьям напоминаю об этом, призывая их к самостоятельности. Но ругаюсь лишь от избытка эмоций, по-свойски. А что о самостоятельности, у меня она началась в 15 лет, когда поступил в Бурлинский сельхозтехникум. Навыки адаптации и общения в новой среде, ведь четыре года я, подросток, жил в общежитии и на квартире, спасали и в Афганистане.
Хочу ли я, чтобы мои потомки получили такой же опыт? Мало кто поймет, но скажу честно: это бесценная школа, отточившая меня и сверстников.
Смысл жизни – внуки. Двор дома сына я застелил брусчаткой, чтобы детворе было где кататься на велосипеде, играть во что угодно. Народ недоумевает, но какая же радость, когда на этом пространстве собираются друзья внуков и двор наполняется их гвалтом!
На просьбу рассказать что-то важное про Афганистан ветеран вспомнил офицера-односельчанина:
– Я допускал, что Булат Тетегулов может находиться недалеко от меня, и расспрашивал о нем у всех – никто не слышал о таком. А когда встретил его уже в Хазретовке, выяснилось, что он дружил с нашим комбатом и часто бывал у него в гостях.
Ветеран и сегодня в строю: с младшим братом Айткали выращивает КРС в крестьянском хозяйстве «Марат».
– Недавно как афганец я получил квартиру в микрорайоне Есет батыр, – сдержанно говорит Сериккали Туребеков. – В семьдесят лет подниматься без лифта на последний этаж непросто… Но, когда приглашают в школы, хожу обязательно. Сегодня информационное пространство такое непредсказуемое, пусть молодежь услышит о нашей юности от нас, а не с фейковых каналов.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из личного архива Сериккали ТУРЕБЕКОВА