Легко ли быть педагогом для поколения альфа? Для детей, живущих в мире информационного потока, где технологии, новые формы общения и нестандартное восприятие знаний становятся неотъемлемой частью нашей жизни. И не ставит ли под угрозу искусственный интеллект непоколебимый авторитет наставника?
Над этими и другими темами мы размышляем вместе с учителем начального звена школы-гимназии № 17 Айжан АЛЕНОВОЙ.
«Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе».
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
августовская конференция 2025 года «Білім келешегі: адал азамат, кәсіби маман»
Учитель остается важной фигурой в воспитании и становлении личности ребенка. На формирование характера, оценку его способностей большое влияние оказывает правильный подход.
В глазах родителей педагог – фигура всеобъемлющая, он многогранен, выполняет несколько ролей одновременно: наставника, воспитателя, доверенного лица, даже друга и советника. В этой связи важный шаг – выбор первого учителя. Насколько сложно доказать себя в профессии и заслужить право нести эту миссию? Об этом – в беседе с человеком, чей девиз – «Без любви к детям педагогу трудно оставаться самим собой».
Более 30 лет Айжан Аленова работает в СШГ № 17. С дипломом Орского педагогического училища она переехала в Актобе, ставший ей родным. Позже получила высшее юридическое и педагогическое образование. Ни разу не пожалела о выбранной профессии, хотя и возникало порой желание сменить деятельность. Остановил ее сомнения отец, сказав, что в мире нет работы прекраснее и благороднее, чем учитель.
– Айжан Илимисовна, у вас большой опыт работы с младшими классами. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок созревает к восприятию учебного процесса?
– Некоторые родители приводят пятилеток, но таким рано садиться за парты, они еще не отошли от игровой деятельности. Их одноклассники семи лет, конечно, более адаптированы к школе, понимают суть вопросов, могут аргументировать ответы.
Сейчас некоторые школы сохранили традицию подготовки в нулевых классах, это говорит о преемственности в обучении. В пример можно поставить среднюю школу № 1. Учителя нулевых классов знакомы со школьным стандартом и помогают нам, начальному звену.
– Как вы относитесь к тому, что дошколят отдают в частные учебные центры, что дети выполняют домашние задания с репетитором?
– В целом положительно. Но порой мы сталкиваемся с некомпетентностью репетиторов, их низкой квалификацией. Выявляем ошибки в подаче материала. А ведь начальные классы – это фундамент образования.
Например, на уроках русского языка основы фонетики закладываются в младших классах, а во многих центрах сами учителя путают детей, выполняя фонетический разбор. Родителям, наверное, удобнее перепоручить кому-то заниматься со школьником, однако на процесс обучения это влияет не всегда хорошо.
– Насколько мотивированы учиться нынешние дети поколения альфа, окруженные цифровыми технологиями с самого рождения?
– Если сравнивать с учениками прошлых поколений, с теми, кого я принимала много лет назад и кому уже под сорок лет, сложно сопоставить. Время было совсем другое. Ошибочно полагать, что ребенок, с малых лет знакомый с опциями в гаджетах, интеллектуально созрел. Мы наблюдаем, что освоение предметов и в целом подчинение школьной дисциплине сегодня низкое. Часто родители обращаются с жалобами, что у их первоклашек нет друзей, они необщительны. А как иначе, когда малышам навязывают в виде игрушки цифровую безделицу, ведь там, по их мнению, и цифры есть, и буквы. Но пока взрослые не станут уделять детям должного внимания, мотивации к знаниям не будет.
Сейчас многие ученики не без подсказки братьев и сестер используют для домашней работы искусственный интеллект. Разве это даст результаты? На переменах мы проводим пятиминутки чтения, пересказов, ученики приносят любимые книги, обсуждают их – стараемся отвлекать школьников от цифровой зависимости. Кстати, сотовые телефоны на время уроков забираем.
Классные часы, внешкольные мероприятия проводим на свежем воздухе, организуем поездки, досуг совместно с родителями, все это учит детей живому общению.
– Но ведь цифровые технологии помогают учителям?
– Скорее, облегчают построить урок. Например, оснащение класса интерактивной доской – отличный способ сэкономить время на составление заданий, демонстрацию материала. А по электронным дневникам родители каждый день могут отслеживать успеваемость ребенка.
– Сложно ли было перейти на обновленное содержание образования?
– Только в плане оценивания, но и к десятибалльной системе уже привыкли. Кстати, СОРы и СОЧи адаптируем, варьируем под средний уровень знаний определенного класса. В своей работе я нередко обращаюсь к старым учебникам. Те же контрольные, диктанты, карточная работа остались неизменными инструментами в закреплении пройденного материала.
– Ежегодно выдается достаточно грантов на педагогические специальности, пороговые баллы снижены, но почему молодежь не задерживается в этой профессии?
– Начнем с реальной истории. К нам на практику приходят учащиеся одного из городских колледжей, обсуждаем с ними подготовку к уроку, расписываем все задания с учетом особенностей класса. В итоге девочка находит готовый план-конспект то ли в интернете, то ли по чату GPT, не вникая в подробности, и проводит урок. Закончилось все провалом, потому что выбранный ею материал не соответствовал ни нашим стандартам, ни уровню знаний детей.
Был случай, когда на восьмой день после линейки молодой дипломированный учитель написал заявление на увольнение по собственному желанию. Вчерашние студенты боятся ответственности, детей, начинают понимать, что перед ними ростки – что в них посеешь, то и вырастет. Остаются самые ответственные, пришедшие в профессию по призванию.
Коллектив у нас в целом молодой, огромная роль отводится наставникам.
– Какое место занимают родители в системе школы? Есть ли среди ваших родители-агрессоры, гиперопекуны?
– Родители – главные помощники в жизни школы. Во все времена, независимо от реформ образования, встречались самые разные родители – требовательные, властные, пускающие воспитание ребенка на самотек.
Я с первых дней даю совет мамам первоклашек: не ставьте ребенку завышенную планку. Хвалите, проявляйте интерес к учебе, интересуйтесь его делами, настроением, общайтесь.
Под конец четверти обычно начинается гонка за оценками. Просят выставить отличные баллы. Иногда могу поставить и завышенную отметку в кредит, пожалеть ученика, зная его способности, при условии, что в следующий раз спрос будет жестче.
Иногда родителю нужны мнимые успехи детей, но ведь раздутые оценки отличника – это комплексы самих мам и пап. В будущем это может создать проблемы для их детей.
Подавленность ребенка считывается с первого взгляда. Так, однажды девочка рисовала на уроке изо только черными красками. Выяснилось, что школьница тяжело переживала разлуку, пока мама находилась в больнице.
– Продолжите фразу: вы –учитель …
– …Добрый, но требовательный. Хотя об этом лучше поговорить с детьми.
– Оправдано ли деление учебных заведений на гимназии и лицеи?
– Безусловно. Школа, где я работаю, получила статус гимназии, притом лингвистической – с углубленным изучением языков. Сегодня большой выбор школ с разным направлением.
– Что вас удерживает в этой профессии столько лет?
– Любовь к детям. Педагоги нужны всегда, какие бы преобразования ни происходили в государстве. Все начинается с учителя. Так говорил мне папа. Я благодарна за эту поддержку родителям, их уже нет в живых, но отцовскому завету я остаюсь верна.
– Что бы вам хотелось поменять в системе образования?
– Пересмотреть выпуск учебников. Много претензий к новым учебным пособиям, издательствам. Допускаются непростительные ошибки, а тиражи при этом – миллионные. За все держит ответ учитель.
– Есть ли опасность, что ИИ вытеснит мыслительную деятельность и в перспективе заменит учителя?
– В условиях стремительно развивающегося технического прогресса такая возможность обсуждается. Однако шансы на полную замену учителя искусственным интеллектом равны нулю. ИИ может эффективно дополнять образовательный процесс, но он не способен заменить живое человеческое общение, эмпатию, педагогическое мастерство и желание вдохновлять учеников. Труд учителя основан не только на передаче знаний, но и на воспитании, эмоциональной поддержке и формировании личности. Обесценивание такого труда невозможно.
Нургуль АРИНОВА
Комментарии