Для энергетиков проблема нарастающего дефицита мощностей в Казахстане очевидна, как очевидна и стратегия Правительства в решении накопившихся в энергетике проблем. Ведь потребление электроэнергии растет – ее все больше нужно для запуска новых производств, а значит, для роста экономики республики.
По словам руководителя ТОО «Кокшетау Энерго» Досымхана Аралбаева, примерный ежегодный рост потребления электроэнергии составляет от 3 до 5%. Это говорит о развитии экономики, росте благосостояния населения. Но в то же время наблюдается все более высокий износ энергосистемы страны.
– Если взять нашу Акмолинскую область, то мощности Степногорской ТЭЦ хватает лишь на то, чтобы закрыть потребность только своего региона. Новая ТЭЦ в Кокшетау, предположительно, выдаст 240 мегаватт, закрыв потребность в электроэнергии областного центра. А как быть с городами, районными центрами и селами? – вопрошает Досымхан Алишевич.
К слову, планируемое строительство ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске, по мнению собеседника, свидетельствует о том, что Правительство отнюдь не отказывается от традиционных источников – угольных станций. Министерство энергетики поддерживает и развитие возобновляемых источников – ветряных, солнечных электростанций, а также источников электроэнергии на основе биомассы. Однако в Казахстане с его резко континентальным климатом и непредсказуемой погодой рискованно надеяться на ВИЭ.
– Атомная энергетика считается наиболее развитой и стабильной. Работа АЭС рассчитана как минимум на 50 лет. Про тарифы на такую электроэнергию рассуждать преждевременно – это перспектива десяти и более лет. Вопрос в другом: готовы ли мы жить в ситуации тотального дефицита электроэнергии? Думаю, нет, – уверен собеседник.
Напомнил Досымхан Аралбаев и о существовании глобальной проблемы изменения климата, требующей перехода стран к низкоуглеродной экономике. Казахстан подписал Парижское соглашение по климату, а также принял на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности до 2060 года.
– АЭС как раз относятся к «зеленой» технологии, работают практически без выбросов. Мы всегда оглядываемся на западные страны: дескать, у них технологии развиты и так далее. Взять Францию, которая по территории равна одному нашему крупному району, даже не области. И на этой территории проживают десятки миллионов людей, по соседству расположены такие же густонаселенные страны. При этом французы не боятся строить у себя атомные электростанции. Ядерные реакторы вырабатывают порядка 70% электроэнергии в данном государстве, – говорит Досымхан Аралбаев.
Как человек, посвятивший электроэнергетике всю жизнь, несколько лет возглавляющий ТОО «Кокшетау Энерго», он отмечает, что эта сфера в последние годы претерпевает серьезный кризис нехватки специалистов, в большей степени инженеров. Не хватает последних не только в сфере распределения энергии, но и в разработке проектов, проведении научных изысканий. Развитие атомной энергетики даст толчок развитию и в этой сфере.
Напомнил собеседник о том, что у Казахстана есть опыт работы с мирным атомом. Единственная атомная электростанция мощностью 350 МВт находилась в Актау. Работала она в 1973–1999 годах.
Раушан Утеулина
собственный корреспондент по Акмолинской области
коллаж Натальи Ляликовой