Одна из причин — дефицит электроэнергии в энергосистеме Казахстана.
К чему приведет дефицит электроэнергии в стране? Своими рассуждениями об этом с редакцией поделился заслуженный энергетик СНГ, технический эксперт Аман Амангалиев.
— В прошлом году Казахстан израсходовал электроэнергии в размере 115,06 миллиарда киловатт-часов. Тем временем, если ознакомиться с прогнозом Министерства энергетики, то уже к 2035 году потребление электроэнергии в Казахстане достигнет 152,4 миллиарда киловатт-часов. Действующие же станции к этому сроку смогут выдать лишь 135 миллиардов киловатт-часов. Впрочем, даже так далеко заглядывать не нужно. Дефицит электроэнергии в энергосистеме Казахстана есть уже сейчас. При прошлогоднем потреблении электроэнергии в 115,06 миллиарда киловатт-часов максимальная рабочая мощность составляет 16 626 мегаватт. Это официальные данные Минэнерго, и они наглядно демонстрируют существенную разницу между установленной и рабочей мощностью. А это, в свою очередь, свидетельствует о критически крайней изношенности основного оборудования электростанции. Это первая и, наверное, самая главная причина того, почему я, как технический эксперт, говорю «Да!» строительству АЭС в Казахстане. И это далеко не единственный аргумент.
Правительство в стратегии развития энергетической отрасли Казахстана придерживается требований Парижского соглашения по углеродной нейтральности. Учитывая специфику отечественной электроэнергетики, которая базируется на угольных электростанциях, достижение контрольных показателей по углеродной нейтральности возможно только путем строительства и ввода в эксплуатацию АЭС. Напомню, Казахстан концепцию по переходу к «зеленой» энергетике с последующей ратификацией Парижского соглашения по углеродной нейтральности принял еще в 2013 году. Годом позже связи с массовым строительством альтернативных источников электроэнергии, будь то СЭС, ВЭС или гидроэлектростанции, в энергосистеме страны была внедрена централизованная гарантированная покупка всей электроэнергии, производимой возобновляемыми источниками энергии. Этот механизм гарантированного выкупа «зеленой» генерации наряду с инвестиционными преференциями и финансовой поддержкой со стороны государства содействовал активному росту ВИЭ. Их доля в общем объеме производства электроэнергии выросла с 0,62% в 2014 году до 5.92% в 2023 году. «Зеленая» генерация растет, прежде всего за счет увеличения выработки на ветряных электростанциях: ветряки произвели 3,8 миллиарда киловатт-часов электроэнергии или на 58,6% больше, чем годом ранее. В 2023 году ВЭС произвели больше, чем все остальные вместе взятые ВИЭ (СЭС, малые ГЭС и био-ЭС). Следующая контрольная точка запланирована на 2030 год, по итогам которого доля возобновляемых источников энергии должна достигнуть 15% по сценарию «Базовый». Сценарий «Углеродная нейтральность к 2060 году» построен на предположении, что угольная генерация не будет расти, соответственно, доля возобновляемых и альтернативных источников к обозначенному году достигнет 44%. Только за счет строительства и ввода в эксплуатацию АЭС в качестве альтернативного источника можно достичь принятой контрольной цифры в 44%. Именно поэтому моя позиция относительно того, нужно строить АЭС в Казахстане или нет, однозначна — уже сейчас нужно ускоренными темпами проходить этапы технико-экономического обоснования, рабочего проекта и приступать к строительству АЭС.
Отмечу также, что сценария «Углеродная нейтральность к 2060 году» придерживаются все развитые государства мирового сообщества. Казахстан, как я уже говорил, ратифицировал Парижское соглашение по углеродной нейтральности. Мы все с вами сейчас являемся свидетелями влияния парниковых газов на аномальное изменение климата. Значительная доля выделения парниковых газов (СО2) падает на энергетическую отрасль за счет сжигания угля на котлах электростанций. В энергосистеме Казахстана доля по установленной мощности ТЭС, сжигающих на котлах органическое топливо, составляет 84,5%. Учитывая, что значительная доля электростанций в республике эксплуатируются с советских времен и давно отработали свой парковый ресурс, критически требуется их замена.
В этой связи только АЭС, другой альтернативы нет, могут заменить работающие в энергосистеме страны электростанции. Энергетика — это основа экономики и социальной сферы любого государства. И если мы не хотим остаться на задворках мирового сообщества, необходимо срочно принимать решение и ускоренными темпами продвигаться к строительству АЭС. Тем более что Казахстан, и это четвертая причина в пользу строительства АЭС на территории страны, обладает значительными запасами своего урана. У нас освоен полный технологический цикл по производству из урановой руды тепловыделяюших сборок (ТВС), готовых к заправке ядерных реакторов.
На Ульбинском металлургическом заводе (УМЗ) размещен Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ. На данном заводе изготавливают топливные таблетки, служащие основой для производства тепловыделяющих сборок. Завод открыт в 2021 году и является совместным казахстанско-китайским предприятием. Заключен контракт на 20 лет с партнером из Китая на поставки ТВС. Строительство АЭС будет стимулировать, и способствовать развитию смежных высокотехнологичных производств, включая увеличение объёмов производства на УМЗ.
И, наконец, в пятых, для освоения высокотехнологичных производств потребуются высокообразованные специалисты разного профиля, на что потребуется открытие и обучение продвинутых, одаренных молодых казахстанцев, которые сейчас не востребованы. В период строительства и последующей эксплуатации АЭС потребуются высококвалифицированные специалисты, которых необходимо обучать и подготавливать в специальных учебных заведениях, с привлечением иностранных специалистов.
Что касается места под строительство АЭС, то поселок Улькен Алматинской области более чем подходящий. Там размещен ОРУ-500 кв. «Север — Юг», до него транспортируется посредством ЛЭП-500кв электроэнергия с подстанции ОРУ-500кв «Агадырь». В результате мы имеем значительные потери электроэнергии на транспортировку, так как весь юг Казахстана энергодефицитен. В Улькене есть готовая промплощадка для строительства АЭС, поскольку еще с советских времен там намеревались построить ГРЭС мощностью 2 000 мегаватт под названием Южно-Казахстанская ГРЭС, подготовили всю необходимую инфраструктуру для строительства. И, наконец, там есть озеро Балхаш, хороший источник водоснабжения для АЭС.