Железнодорожный монополист чужих не пускает

2021-03-07 17:38:03

Запрет на въезд порожних полувагонов из других стран парализовал экспорт руды от местного производителя.


В Актобе ТОО «Восход Трейдинг» не имеет возможности реализовать российским партнерам добытую хромовую руду. С декабря 2020 года действует запрет на подачу порожних вагонов из других стран с назначением на все станции АО «Қазақстан темір жолы». Письменные обращения в КТЖ ситуацию не прояснили. За содействием компания обратилась в РПП. Проблемный вопрос бизнеса, связанный со сферой железнодорожных перевозок, вынесли на совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

В четвертом квартале минувшего года группа компаний «Восход» работала не на полную мощность в связи с простоем основного потребителя продукции – ООО «Тихвинский Завод Ферросплавов» (РФ) – ввиду эпидемиологической обстановки на мировом рынке и отсутствия спроса на продукцию. Однако с начала этого года потребность российского партнера увеличена до 80%, и местное ТОО «Восход Трейдинг» готово производить отгрузку продукции. При этом добытую хромовую руду логистически не могут доставить партнеру.


Как хочу, так и ворочу

ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» с 15 декабря 2020 года введен запрет на подачу порожних вагонов на свою железнодорожную сеть из других стран. По сей день ограничение не снято. Казахстанские экспортеры неоднократно просили КТЖ снять ограничения на «чужие» вагоны или же снизить ставки на полувагоны.

«Восход Трейдинг» с данной проблемой в письменном виде обратился в «КТЖ-Грузовые перевозки» и в его актюбинское отделение, но вопрос до настоящего времени не решился, более того, нет конкретного ответа.

12 февраля генеральный директор ТОО «Восход Трейдинг» Серик Ибатов обратился в палату предпринимателей за содействием в разрешении вопроса, связанного с запретом «КТЖ-Грузовые перевозки» на подсыл порожних полувагонов АО «НПК» на станции Сарысай в адрес «Восход Трейдинг» для погрузки и дальнейшей отправки для ООО «ТФЗ» станции Тихвин Октябрьской Российской железной дороги.

– На сегодня также стоит запрет. Обогатительная фабрика с воскресенья у нас тоже на простое, так как склады и терминал заполнены. Вопрос не решен по предоставлению вагонов для наших партнеров, – говорит начальник юридического отдела ТОО «Восход Трейдинг» Алтай Курмангалиев.


Цепная реакция

По информации заместителя директора по правовым вопросам РПП Руслана Куйшинова, изучив суть обращения, палата пришла к следующим выводам:

• Нет мотивированного ответа со стороны ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» по сложившейся ситуации.

• Отсутствуют нормативные документы, ограничивающие деятельность операторов по предоставлению в аренду полувагонов из других стран.

• ТОО «Восход Трейдинг» финансово невыгодно заключать договор на аренду полувагонов с «Казтемиртранс» (дочерним предприятием АО «КТЖ», так как от станции отправления до станции назначения за один полувагон необходимо оплатить 582 820 тенге. Когда ООО «ТФЗ» предлагает 224 479 тенге, что в 2,5 раза дешевле).

• Из этого вытекает невыполнение контрактных обязательств по вопросам недропользования с МИИР РК.

• Следует вынужденная остановка обогатительной фабрики и другие вытекающие последствия для ТОО «Восход Трейдинг» и около тысячи работников.

• В итоге – недополучение бюджетом налогов и невыполнение контрактных обязательств на социальное развитие региона.

• Палата предпринимателей обратилась с письмом в Актюбинское отделение ГП, но письмо было перенаправлено в головное ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», так как отделение является филиалом и не имеет полномочий для решения данного вопроса.

– Палата предпринимателей считает, что данный запрет является формальным, поскольку местные операторы на сегодня не готовы работать по более низкой ставке, чем операторы из других стран, – уверяет Руслан Куйшинов.


У каждого своя правда

– Для нормальной работы КТЖ обязывает, чтобы рабочий парк на территории Казахстана насчитывал не более 140 тысяч вагонов. Как вы сами знаете, во второй половине 2020 года произошло увеличение погрузки. Были проблемы по прием с Китаем. Увеличение этого парка привело к тому, что у нас по линии сети КТЖ оказалось около 350 брошенных поездов в направлении Китая и Азии. Порядка трех тысяч вагонов стояло без работы на территории РК. Вообще, введение конвенции – это общая практика по СНГ. По ТОО «Восход Трейдинг»: компания осуществляет перевозки внутри РК со станции Сарысай на Женишке. Там проблем нет. Что касается направления в сторону России, то обращение мы получили и со стороны РПП «Атамекен», и со стороны компании. Их претензии отправили в центральный аппарат. Ожидаем ответ, – прокомментировал заместитель директора по логистике филиала ТОО «КТЖ-ГП» Актюбинское отделение грузоперевозок» Бахитжан Бирманов.

В настоящее время по обращению РПП Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», в частности отраслевой департамент логистики и перевозок, проводит переговоры с МИИР РК и руководством ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» об оказании содействия в разрешении сложившейся ситуации, в том числе путем внесения изменения в факсограмму в части нераспространения действий конвенционного запрещения на перевозку порожних собственных вагонов и арендованных вагонов «чужих» железнодорожных администраций в адрес грузополучателей из Российской Федерации.

Сергей ТРАВКИН