Мини-музей в детском саду: эффективный способ передачи социокультурного опыта

2021-01-27 04:01:03

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, и в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому и «мини-музеи». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и чётко определённую тематику такого музея.

Сегодня в каждом абаканском детском саду мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды, которая погружает ребёнка в мир традиционной культуры и исторического наследия. В мини-музеях проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие прививать чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к большой и малой Родине. Музейные экспозиции могут быть посвящены одной теме, событию, явлению, даже предмету,  или могут быть объединены в зависимости от образовательных целей.

Так, в детском саду «Теремок» педагоги приобщают детей к истокам народной культуры через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями. Вместе с родителями воспитанников были изготовлены макеты для экспозиции «Русская изба». Экспозиция дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, освоить его, но и помогает восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Предметы национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа. Оперируя экспонатами, дети наглядно видят, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, как была устроена русская изба,  какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт.

 В детском саду «Ёлочка» с помощью родителей создан мини-музей боевой славы, а в качестве экспонатов – самые настоящие предметы-свидетели военных лет. Это и военная форма с запылёнными погонами, строгая юбка и туфли – как будто молоденькая девушка-военная только зашла в землянку.  Сохранилась и подлинная сумка офицера, командира взвода. А в ней – и карта местности с нарисованными цветными карандашами знаками, и «Устав офицера», и компас. Подлинный старинный  фотоаппарат хранит в памяти лица многих героев, которых уже давно нет в живых. А когда берёшь в руки трубку настоящего военного телефона, кажется, будто сейчас на другом конце провода кто-то хрипло закричит: «Первый, первый, я второй, нужна помощь…». Макеты пистолета-пулемёта Дегтярёва позволяют наглядно представить посетителям музея всю тяжесть и мощь военных сражений. Подлинная каска, пробитая насквозь пулей врага, наглядно демонстрирует весь ужас войны, заставляет посетителей задуматься о смерти – такой страшной и неестественной для молодых солдат.

Деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, поэтому, планируя, в любое занятие можно включать отдельные музейные экспонаты или, наоборот, провести занятие на основе всей экспозиции. В такой работе большую роль играет родительская активность, и привлечение семьи к участию в создании мини-музея является показателем эффективного сотрудничества, в итоге которого родители от наблюдателей переходят в позицию активных участников или инициаторов деятельности.

Педагоги детских садов уверены, что полюбив и освоив музейное пространство в дошкольном детстве, повзрослев, ребята станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к настоящему музею. А ценностное отношение к истории развивает эмоциональный отклик, и ребёнок покинет музей с ощущением уверенности подъёма еще на одну ступеньку.