В целях поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2020 году принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438) установило исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов в 2020 году.
Так, до конца текущего года не проводятся плановые проверки в отношении:
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст.4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
- иных хозяйствующих субъектов, чья деятельность отнесена к среднему либо умеренному риску.
Наряду с этим, в отношении хозяйствующих субъектов могут проводиться внеплановые проверки только в следующих случаях:
- основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- основания для проведения которых установлены п.1.1. ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п.4 ч.10 чт.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
При этом все плановые и внеплановые проверки в 2020 году будут проводиться в документарной форме с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Кроме того, Постановлением № 438 хозяйствующим субъектам предоставлено право ходатайствовать об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний.
Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В административном (досудебном) порядке действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу либо в прокуратуру.
При этом возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 19.6.1 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле относятся к исключительной компетенции органов прокуратуры. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год с даты совершения административного правонарушения.
Помимо привлечения к административной ответственности прокурор вправе опротестовать незаконное решение о проведении проверки, внести представление об устранении нарушений прав хозяйствующего субъекта.
В случаях нарушения прав субъекты предпринимательской деятельности вправе направить обращение в прокуратуру города по почтовому адресу (г. Абакан, ул. Пирятинская, д. 19в) или на электронный адрес abakan@prokrh.ru).
Старший помощник прокурора г. Абакана И.В. Глушкова