Давно смирился с тем, что ничего хорошего от нового российского кино ждать не приходится. Вот почему, когда супруга предложила выход на премьеру нового фильма «Шаман, снятого местной киногруппой «Ветер перемен», обреченно шел, словно жертвенное животное на заклание. Фильм анонсировался как хоррор или, проще говоря, ужастик. Ну, ладно, хоть на местные пейзажи полюбуемся, ведь их, в любом случае, испортить не получится.
Свет в зале погас, а происходящее на экране захватило с первых минут, не отпуская до финальных титров. Сказать, что не пожалел о том, что посмотрел фильм до конца, значит не сказать ничего. Принципиально не фокусируюсь на хорошо прописанных сюжетных линиях фильма, чтобы не портить ощущение восприятия у тех, кто его еще не смотрел. Скажу лишь, это кино стоит того, чтобы купить на него билет! Хотелось бы, чтобы как можно больше людей посмотрели эту самобытную и талантливую работу и не сомневаюсь, что у многих она найдет живой отклик в душе, заставив задуматься о человеческой жизни, о наших потаенных, порой эгоистичных желаниях, а еще о непомерной цене, которую мы порой готовы заплатить за их воплощение.
Пока картина еще демонстрируется на экранах кинотеатров, мы побеседовали с художником-постановщиком кинокомпании «Ветер перемен» и одним из создателей фильма «Шаман» Ириком Аглиуллиным.
Ирик, хотелось бы начать даже не с фильма, а хоть немного узнать о команде «Ветер перемен», которая его создавала. Кто вы, на каких принципах создавалась ваша команда и какие цели вы перед собой ставили? Одним словом, что было до «Шамана»?
На самом деле, в нашей небольшой и сплоченной команде каждый выполняет по нескольку различных функций. К примеру, я, Ирик Аглиуллин - художник-постановщик кинокомпании «Ветер перемен». Но еще я аниматор, художник и актер второго плана. Наш режиссер Миша Мерзликин - он же и продюсер, и сценарист. Наш генеральный продюсер Влад Кафеев с недавнего времени сам играет в кино. Оператор-постановщик Сэйф Гаалул, молодой талантливый мастер своего дела, преподает в школе креативных индустрий операторское искусство. Мне очень не хотелось бы кого-то обделить вниманием, а потому хочу сказать, что нас много и все мы универсальны. Кстати, возможно, в этом и заключается один из секретов успеха кинокомпании «Ветер перемен».
С самого начала отношения в нашей команде строилась на дружбе и полном взаимопонимании. Сейчас мы уже не просто сгусток одной энергии, мы дружная, идущая к общим целям, кино-семья!
Кстати, все начиналось еще задолго до «ЧЕкаго». В то время никому не известный еще в кинокругах Влад Кафеев посеял у себя в голове мысль, которой позже увлек и всех нас, снять хорошее кино в Хакасии. Начинали мы совсем малой группой со съемок короткометражки «Друзья». Тогда-то мы и осознали очень многие базовые моменты. Ну, например, что одной камеры нам недостаточно.
У Михаила Мерзликина в тот же период времени так же состоялась проба пера. Он снял, так называемый, «средний метр», это кино, длящееся примерно 40 минут - фильм «Харах Оды».
Благодаря невероятному упорству и хватке Владислава Кафеева, мы постепенно обзавелись хорошими знакомствами и работа понеслась.
«Чекаго» показал всем нам, что кино это титанический труд, требующий неимоверной силы воли и огромной самоотдачи от каждого члена команды. И, конечно же, для кинопроцесса нужны серьезные финансы. Результат не заставил себя долго ждать. «Чекаго» был принят очень тепло. Сегодня этот фильм куплен в семи странах, в том числе, его демонстрируют в Южной Америке и в Тайване.
Далее нами были сняты несколько документалок о Хакасии, о ее культуре, о героях СВО, а также короткометражные фильмы. Один из них - «Хам Арах», главный герой которого этакий лжешаман. Также мы делали мультсериал для детей «Моя Хакасия», который получил продолжение на второй сезон. Почти все проекты удостоились большого количества наград на разных фестивалях. О нас заговорили как об особой хакасской модели кинематографа.
Ирик, расскажите, каким образом, окончив Сибирскую пожарно-спасательную академию и Международную академию экспертизы и оценки, вы в результате становитесь художником-постановщиком в кино?
Действительно, в прошлом я работал в МЧС, чему очень рад. Перед этим я закончил академию, но творчество всегда было неким сопутствующим направлением моей жизни. Когда-то я участвовал в КВН, пел в музыкальном коллективе, да и все стенгазеты в пожарной части были на мне. В итоге, я даже получил высокую должность, но все равно не смог противиться своей детской мечте работать в кино. До сих пор помню, как, будучи школьником, я часто приходил в библиотеку, садился в читальный зал, погружаясь в новый выпуск журнала «Premier». Если кто-то помнит, было такое глянцевое издание обо всех новостях и событиях в мире кино.
Думаю, что в жизни всему приходит свое время. От самого рождения мы последовательно играем в своей жизни те или иные роли. Лично я никогда не боялся поворачивать руль своей судьбы, пусть даже с резкими виражами. Ведь то, что каждый из нас сам кузнец своего счастья, для меня не пустые слова. Да, вчера я был пожарным-спасателем, последовательно шагавшим вверх по карьерной лестнице. А сегодня я уже вольный байкер, на всех газах несущийся навстречу своей мечте. Как сказала героиня нашего фильма: «Жизнь надо прожить так, чтобы там офигели».
Сегодня у меня есть мечта или, скорее, это даже цель. Хочу снять достойное кино про байкерскую культуру в России. Мне по жизни помогает родной мото-клуб «Adventurers MCC». И, я так думаю, совместно мы однажды сделаем красивую картину!
Не хочу задавать вопросы, касающиеся сюжетных линий вашего фильма, чтобы не портить впечатление у тех, кто его еще не видел, но, надеюсь, обязательно посмотрит. Скажу лишь, что, заметив в анонсах ремарку хоррор, я ожидал банальной мистической страшилки. Вы неожиданно поразили, окунув нас, зрителей в атмосферу предельно жесткого реализма. Словно вместо экрана поставили зеркало, говорившее зрителю: «Смотри и думай, узнавай себя и своих знакомых. Нравитесь ли вы себе? Стоят ли ваши сиюминутные и постоянно меняющиеся желания той высокой и страшной цены, которую вы за них в итоге платите? Кстати, а какие послания вкладывали в эту работу вы, ее непосредственные создатели?
Да, изначально фильм позиционировался как мистический триллер и, возможно даже, как детектив. Первой рабочей версией названия фильма было «Кто убил шамана?». Но режиссер решил сменить вектор, совместно с автором сценария Анной Гуриной. Раз за разом, редактируя историю, дополняя образы и отсекая все лишнее, они положили на стол окончательный сценарий, который назывался «Шаман». Впоследствии, посмотрев финальную версию монтажа, мы поняли, что у нас получился хоррор. Не фильм ужасов, с его общепринятыми «зловещими мертвецами» и кровищей по колено, а настоящий кошмар человеческих мыслей, сломанных судеб и чудовищных реалий повседневной жизни героев. Возможно, кто-то скажет, что никакой это не хоррор. Однако, в нашем понимании, это, ни что иное, как фильм оживших ужасов нашей сегодняшней реальности. Многие зрители в зале после окончания сеанса слова проронить не могут. Пребывая в шоке, они уходят молча, и дома еще переваривают то, что увидели на экране. Правильно ли мы живем и о том ли мы мечтаем? Задумываемся ли мы о последствиях наших поступков? В фильме представлены собирательные образы, срисованные с настоящих живых людей. Режиссер фильма не раз говорил, что все прообразы персонажей, кроме девочки с «лайками», встречались ему в жизни. Основное послание фильма нехитрое – живи достойно, уповай лишь на себя, а главными в твоей жизни вещами должны быть вовсе не вещи.
Где проходили съемки, сколько времени ушло на создание фильма? Если не секрет, какой был бюджет и кто помогал вам в осуществлении проекта?
Съемки фильма преимущественно велись в павильоне, который мы построили внутри студии. Совместно с художником фильма Олегом Залевским, мы в течение двух недель воссоздавали копию оригинальной деревянной юрты. Поскольку хакасы свое жилье делали из дерева, то для аутентичности при строительстве мы использовали старые бревна и максимально состаривали весь декор и художественное наполнение юрты.
Кстати, для натурных сцен была построена другая юрта на берегу реки Енисей, в районе Саян-Аэро. Одна из задач режиссера монтажа заключалась в том, чтоб зритель не заметил этой маленькой кинохитрости. Надеюсь, нам удалось добиться нужного результата и на экране зритель видит как бы одну и ту же юрту. Так же натурные сцены съемки проходили в поселке Советская Хакасия.
Бюджет фильма у нас совсем небольшой, если брать в сравнение бюджеты ряда других российских кинолент. Как говорит наш генеральный продюсер, за те деньги, которые мы потратили на весь фильм, в Москве снимут лишь двухминутный трейлер фильма. Хочу добавить, что картина «Шаман» снята при поддержке Министерства Культуры Республики Хакасия, которое выделило нам около трех миллионов рублей, что составило примерно одну шестую от общего бюджета фильма. Остальные средства нам предоставили инвесторы, спонсоры ну, и, конечно же, банки, которые охотно дают нам кредиты для реализации задуманного.
Название фильма «Шаман» наводило на мысль, что часть съемок будет проходить в живописных местах с яркой и запоминающейся, конкретно «шаманской» картинкой. Представлялось что-то вроде заповедных комплексов Оглахты, Солбыхского кургана, Борсучьего Лога или чего-то живописного и индивидуально нашего. Вы сознательно избегали подобных мест или тому были иные причины?
Вы вероятно догадались, что фильм «Шаман» вовсе не о шаманизме как таковом. Это скорее притча о людях и их пороках. Мы не хотели сильно углубляться в каноны, а, напротив, сосредоточились на героях фильма, приходящих к шаману. Раскрыть каждого из них, показав все грани безумия поступков, которые они готовы совершать ради достижения своих сиюминутных желаний. Фильм несет скорее социальный заряд, нежели этнографический. А что касается природы, то в фильме она есть. Она красивая и строгая, и играет она наравне с актерами.
Думаю, что многие когда-то мечтали связать свою жизнь с кино. Что вы, как человек «из кинобизнеса» можете сказать таким людям в поддержку или, напротив, в качестве предостережения?
Скажу только одно – если вы решили зайти в мир кино, то набирайтесь терпения. Уверен, что с той степенью самоотверженности, которую вам предстоит проявить, вы вряд ли сталкивались ранее. Повторюсь, это титанический труд, и не стоит ждать мгновенного вознаграждения за вложенные усилия. Лично для меня главным стимулом в этом деле стало то, что мы оставляем след в истории. Ведь настоящее искусство будет жить вечно.
Кинопроцесс на Юге Сибири это прибыльно или хлопотно, рискованно и непредсказуемо?
Конечно же, это может быть прибыльным, если дело стоит на потоке и оно раскручено. Тут как с любым другим видом деятельности. Киноиндустрия, в целом, это весьма нервно, хлопотно и рискованно. Голливуд ведь тоже претерпевает провалы и банкротства, но кино снимают, и продолжат снимать. При этом никто не застрахован от неудач и провалов, тем более, работая с общественным мнением.
Говорят, что хочешь рассмешить Бога, расскажи свои планы на завтра, но все же рискну спросить о перспективах вашей группы на ближайшее будущее?
Я не вправе многое разглашать, но, конечно же, мы продолжаем трудиться дальше. Планы намечены, сценарии пишутся, переговоры ведутся постоянно. Есть у нас один из грандиозных планов -строительство киногорода в Хакасии. Но об этом как-нибудь в другой раз, Как говорится, удача любит тишину.
Ирик, от всей души хочется пожелать вашей команде «Ветер перемен» успехов в вашей творческой деятельности. Пусть каждый следующий фильм будет ярче и значительнее предыдущего, а прибыль от них позволяет снимать дальше, радуя нас талантливыми и самобытными работами. А вам лично желаем снять фильм о байкерском движении в России, и пусть судьба у него будет как у «Беспечного игрока».
Максимов Роман
Фото предоставлены командой "Ветер перемен"