В Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова 6 сентября открылась знаковая выставка «Наскальные рисунки и тагарская керамика».
На ней стараниями главного художника ХНКМ Владимира Агеева и начальника археологической экспедиции музея Эдуарда Киргинекова представлен огромный пласт истории Хакасии. Представлен в двух ипостасях – материальной, обыденной, и высокодуховной.
Керамика — это о том, как люди жили «в миру», как готовили пищу, хранили её, как создавали. На выставке можно увидеть самую разнообразную посуду древних предков, более ста образцов кувшинов, котлов, чашек, маленьких курильниц, горшков, относящихся к тагарской археологической культуре (VIII-III века нашей эры).
Часто изделия похожи, но это как раз о том, что производство посуды из глины в это время было одним из самых массовых производств на территории Хакасско-Минусинской котловины. Именно во времена тагара керамические сосуды становятся стандартизированными и унифицированными — а это уже показатель высокого уровня развития общества.
— Мы долго работали над этим проектом, и вот — случилось. Добавлю, что выставка эта — не только археологические экспонаты. Это наше наследие, классический музейный проект, результат многолетней, не всегда видимой глазу кропотливой работы, — говорит директор музея, известный учёный-археолог Андрей Готлиб.
Добавим, работы не одного поколения учёных и художников, десятилетиями собиравшим артефакты прошлого. И сегодня мы можем видеть их соединёнными в единое полотно. Это касается коллекции эстампажных копий петроглифов, которые с семидесятых годов прошлого века делал первый заслуженный художник России в Хакасии Владимир Феофанович Капелько совместно с супругой, археологом Эрой Антоновной Севастьяновой.
В результате их самоотверженного труда и таланта Хакасский национальный краеведческий музей обладает самой большой коллекцией эстампажей петроглифов. Собрана же коллекция благодаря изобретённому Владимиром Капелько методу микалентного копирования, который сегодня известен во всём мире как «Метод Капелько».
На открытии выставки говорилось о том, что художник Капелько не просто копировал наскальные изображения, он создавал из них художественные произведения, которые никто из живущих ныне повторить не может. Именно поэтому работы, выставленные сегодня в ХНКМ, в девяностые годы прошлого века, стали предметом хитрых финансовых манипуляций и были вывезены за рубеж контрабандным путём.
Здесь, в Хакасии, в то время, (1993 год), посчитали коллекцию никчёмной.
Но в те же дни специалисты Российского института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН выдали работам Капелько сертификат, в котором отмечалось: «…Разработанный В.Ф. Капелько метод обеспечивает не только точное воспроизведение наскальных рисунков, но и отличную долговременную сохранность отпечатка. 150 листов сделаны с памятников, безвозвратно утраченных, что переводит их в статус оригиналов-уникумов, 240 листов содержат изображения, которые никогда не публиковались. Значение коллекции определяется высочайшим научным потенциалом, технологическим совершенством, уникальностью…»
Подтвердив её залоговую стоимость в 80 миллионов долларов США, экспертная комиссия резюмировала: «Коллекция должна получить статус особо ценного объекта культурного наследия».
Но именно с этим сертификатом коллекция была вывезена за рубеж. Как говорят, под видом эксклюзивных обоев. И почти 18 лет выставлялась там в разных европейских городах и, возможно, была бы навсегда утрачена, но за дело взялись спецслужбы и дипломаты.
По словам тогдашнего представителя пресс-службы УФСБ по Красноярскому краю Стеллы Алексеевой, «…в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведённых при содействии Росохранкультуры и российских дипломатов, все работы, представляющие огромную научную и художественную ценность, найдены и добровольно переданы представителям российского МИДа».
В 2011 году в Хакасию вернулись пять больших эстампажных полотен, заложенных в 1993 году в один из банков Германии, а так же полторы сотни эстампажей, находившихся на ответственном хранении в Париже. Утраченными считаются ещё 70 копий — пока о них ни слуху ни духу. Да и не ищет никто.
В музей же коллекция-путешественница была передана в виде рулонов. Конечно, ей требовалась реставрация и художественное оформление. Эстампажи Капелько ведь ни что иное, как искусно выполненные микалентные копии, наклеенные на холст. Выстроенная композиция и то, что называют душой картины, внесённой талантливым мастером делают их художественными произведениями высочайшего уровня.
Владимиру Агееву предстояла нелёгкая задача — реставрировать полотна художника, достойно обрамить их. Теперь они ещё и настоящие музейные экспонаты. Это титанический, многолетний труд Владимира Капелько и Эры Севастьяновой, оформленный с помощью творческих и технических идей Владимира Агеева. И сегодня те работы, которые вполне могли быть потеряны для республики, может увидеть каждый.
Мария Орлова