Уже с нового учебного года 2024-2025 российских учителей коснутся проверки на профпригодность. В Рособрнадзоре данные мероприятия дипломатично назвали «оценкой компетенций преподавательского состава» в рамках измерения эффективности общего образования в стране.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Рособрнадзора Анзора Музаева, в «пул вопросов» для учителей войдут темы, которые призваны раскрыть их «профессионализм, подготовку в плане психологии, методологии». Ранее, по его словам, методология оценки эффективности качества образования строилась лишь на оценке результатов учеников, но для полной картины необходимо оценивать еще и подготовленность педагогов, а также состояние школьной инфраструктуры.
Результаты тестирования станут своеобразной «докладной записочкой» для региональных властей, которые будут понимать сильные и слабые места сферы образования на местах.
Обновленный индекс качества образования, выяснил «Ъ», включает три направления, каждое из которых состоит из трех критериев. В свою очередь, критерии состоят из показателей – всего их 69.
- образовательные результаты школьников будут оценивать по 30 показателям.
- качество образовательной среды – по 28 показателям
- кадровый потенциал – по 11 показателям, в числе которых 7 касаются компетенций учителей, два – их квалификации и еще два – обеспеченности учителями
Эксперты поддержали инициативу Рособрнадзора, отметив, что результаты школьников нельзя отделять от эффективности работы самих учителей, притом, что многие ребята львиную часть времени занимаются с репетиторами, а значит, оценка учеников может оказаться некорректной.
– Понимание психолого-педагогических навыков учителей позволит осознать дефициты и понять, какие условия необходимо создать для их ликвидации, – пояснила «Коммерсанту» руководитель центра независимой оценки компетенций студентов Московского городского педагогического университета Татьяна Никитина.
Немаловажно и то, что оценка компетенций учителей позволит на ранних стадиях «поймать» начало профессионального выгорания педагогов и, быть может, скорректировать занятость педработника.
Однако педагогическое сообщество предстоящие «интеллектуальные испытания» приняло в штыки.
В первую очередь педагоги опасаются, что тестирование обернется для них дополнительной бумажной и административной нагрузкой.
Вторая причина волнений – низкая информированность о грядущих изменениях. Но это, справедливо отметила в разговоре с «Ъ» одна из директоров школ, скорее претензия к руководству образовательного учреждения
– Администрации школ, министерствам нужно проводить информационную работу с учителями, объяснять, что эти тесты в итоге помогут успешнее управлять школой, перераспределять нагрузку на учителей, – пояснила собеседница издания.