Фото: стоп-кадр видео Л. Еремина/фото СО РАН
Историк, создатель знаменитого музея «Казановка» (Аскизский район), экс-министр культуры Хакасии, директор научно-исследовательского института археологии и этнографии ХГУ им. Н. Ф. Катанова Леонид Еремин на своей странице в соцсети «ВКонтакте» опубликовал подскаст, в котором рассказал о том, откуда пошла информация, что Сибирь и Хакасия, в частности, являются родиной драконов и так ли это на самом деле.
Леонид Валентинович начал с того, что согласно традиционным представлениям о времени, в России наступил год Дракона.
– Сообразно китайским понятиям, он наступит в феврале, а в соответствии с представлениями хакасскими, Новый год – Чыл пазы – наступит с 21 на 22 марта и это будет год Ящерицы. Собственно между ящерицей и драконом много общего и не исключено, что одним из источников формирования образа дракона явилась ящерица. Но сейчас я немножко о другом: появились сюжеты, связанные с тем, что Сибирь – это родина дракона, – пояснил Еремин. – Тема хорошая. Авторы роликов так или иначе опираются на материалы, которые были изданы А. П. Бородовским (доктор исторических наук, ведущий сотрудник ИАЭТ СО РАН, профессор НГПУ) и В. Е. Ларичевым (советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук, член РАЕН), – замечательными новосибирскими исследователями, учеными.
Историк подчеркнул: когда говорят о драконах Хакасии, то, как правило, речь идет о знаменитом Июсском кладе.
– Теплым утром в середине 1970-х годов тракторист совхоза «Июсский» (Орджоникидзевский район) Семен Алексеевич Фефелов выехал обрабатывать поле. В какой-то момент он обнаружил, что плугом зацепил объемный предмет. Думая, что это какая-то запчасть, он вышел, чтобы ее убрать, и увидел, как плуг случайно вывернул бронзовый котел. Заметил он все это благодаря тому, что котел оказался немного поврежден и стало видно бересту. Белая береста на пашне – хочешь не хочешь, а обратишь внимание. Тракторист вскрыл находку и пришел в некоторое недоумение, потому что перед ним оказались предметы, которые ему были не очень понятны, – рассказал Леонид Еремин.
Клад представлял собой 278 артефактов: бусы, пряжки, наконечники, кинжал, поясные украшения и множество бляшек с образами драконов. Кстати, эту находку считают самой большой с изображением данного мифического существа, которые когда-либо были найдены на территории юга Сибири.
Стоит отметить: Семен Алексеевич оказался честным человеком и полностью передал клад, впоследствии получивший название Июсский, археологу В. Е. Ларичеву.
– Исследования показали, что эти «накопления» датируются обширным историческим периодом, а некоторые вещи четко соотносятся с Тагарской археологической эпохой – VI век до н. э. Самые поздние – это рубеж эры Хуннское время, которое отстает от наших дней на 2000 лет, – разъяснил ученый. – Вряд ли клад Июсский был спрятан в спешке, так сказать, перед приходом иноземных захватчиков. Скорее всего, мы имеем дело с тем случаем, когда предметы, используемые в ритуальной практике, хранились некоторое время на месте проведения обряда. В какой-то момент, вероятно, рядом не оказалось ни носителей этого культа, ни самого народа в силу разных причин...
Я к чему это все рассказываю? Дело в том, что анализ вот этих образов драконов – бронзовых изображений в виде блях, показал удивительную вещь.
Для тех, кто не в курсе, Еремин объяснил: дракон известен в китайской культуре с эпохи неолита, в Европу, а позже и на Русь, он пришел чуть позже. Если в китайских традициях дракон – символ веры, надежды, добра, защиты, то в нашей – символ зла, изощренности, алчности и т. д.
– В этом плане июсский дракон оказался чем-то особенным. Дракон – это всегда химера, сочетание элементов разных существ. Наш же дракон без каких-либо выпуклостей на голове, без крыльев, он змееподобный… Он является принципиально новой «линейкой» с четко обозначенной художественной традицией. Предметы из этой «линейки» были изготовлены из местных материалов и местными, нашими хакасскими, видимо, жрецами, мастерами.
Так что это редкий случай (и этим ценен июсский дракон) не каких-то импортных вещей, завезенных из Китая или доставленных Хунну (древний китайский кочевой народ, – прим. «ШАНС») в пределы чужой территории. Видимо (на территории современной Хакасии – прим. «ШАНС»), существовал определенный культ, были какие-то его носители, его исполнители - жрецы и были предметы в образе дракона, используемые в ритуальной практике.
Это, конечно, поразительно, но мы не можем говорить о том, что Хакасия – родина драконов. Вряд ли это так, но то, что у нас существовал свой внутренний культ и существовала изобразительная традиция и некий собственный художественный канон, Июсский клад показывает достаточно отчетливо, – подытоживает Еремин.
Он также отметил, что этот клад – не единственная подобная находка на территории региона. Однако его отличает то, что он самый многочисленный.