Член Совета Федерации России, знаменитый и последний глава Агинского Бурятского автономного округа (в 2008 году округ и Читинская область вошли в состав объединённого Забайкальского края) Баир Жамсуев в 2023 году возглавил список «Единой России» на выборах в Законодательное собрание. Сенатор за несколько месяцев объездил практически весь регион и на финише избирательной кампании подвёл итоги предвыборной работы.

— Нас с коллегами по партии не надо заставлять по краю ездить. У нас, как вы знаете, в первой пятёрке два депутата Госдумы и я — член Совета Федерации. Второй мой коллега — сенатор Сергей Петрович Михайлов — тоже участвует в выборах: он возглавляет региональную группу партии в Акшинском округе №12. Все мы за годы своей работы в федеральном парламенте треть, наверное, рабочего времени уделяем работе именно на территории. У кого-то это парламентской неделей называется, а у кого-то никак не называется. Я просто люблю нашу землю и долго в Москве находиться не могу. Как только возможность представляется, еду домой, чтобы на месте работать с земляками.

Но вообще этот акцент в работе на территориях, конечно, у партии есть. И мы с коллегами на старте договорились проехать весь край накануне выборов. И сделали это — это правда.

Так, чтобы два депутата Госдумы и два сенатора побывали во всех районах, ну, это очень важно для того, чтобы чётко понимать ситуацию на местах и понимать, какие задачи нам люди поручили решать в ближайшее время и на перспективу. Я тут отдельно отмечу, что огромную работу в районах провернул и губернатор региона, который из районов в буквальном смысле слова не вылезает. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, наверное, да — это был один из основных акцентов кампании.

— Я говорил уже об этом много раз, но повторюсь. Первое, как ни странно, это дороги. Буквально на каждой встрече — а я провёл их за два месяца несколько сотен — люди говорят нам о состоянии дорог. Это прямо нерв такой на территориях. Конечно, нам эта проблема и до выборов была прекрасно известна, но тут я воспринял это как один из основных наказов — что-то с этим сделать немедленно.

— У нас в предвыборной программе партии есть необходимость разработки программы «Дороги Забайкалья». Это некоторая условность, потому что у правительства региона в достатке возможностей для того, чтобы более предметно работать с дорогами. Но мы перед началом работы в Заксобрании нового созыва этот вопрос поставим на особый контроль перед депутатами профильного комитета и будем давить на правительство с тем, чтобы ситуацию менять.

Для этого необходимо будет в межсезонье провести ревизию некоторую дорог краевых и муниципальных, выделить проблемные участки, расставить приоритеты по работе с ними. Дальше определиться с финансированием, вовремя провести торги на проведение ремонтов. И начинать работать.

Источники финансирования нам известны. Есть краевой Дорожный фонд — бюджет региона отчисляет миллиарды рублей на эти цели. Есть федеральные программы и возможности привлечь дополнительное финансирование по программам развития регионов Дальневосточного округа. И тут уже наша — депутатов Госдумы и сенаторов — задача помогать региональному правительству в привлечении этих денег. Надо искать и нестандартные пути решения проблем, объединяя на местах усилия региона, районов, большого бизнеса. Соображения такие у нас есть, и тут задача наших депутатов, которые будут избраны от «Единой России» в районах, координировать эту работу.

— Всё не перечислишь, никакого интервью не хватит — проблем в крае много накопилось. Но я бы ещё выделил проблемы с электричеством, сотовую связь, качественное освоение тех денег, которые государство в столь сложный период выделяет нам на развитие и решение горящих проблем.

— Порой складывается. Этот пример уже оскомину набил, но я всё же скажу про ремонт школ. Огромная программа, которая стараниями «Единой России» в 2022 году запущена и под контролем депутатов и сенаторов реализуется. Двадцать школ в прошлом году, почти 50 в этом («Единая Россия» об этом работе в отдельном материале — ред.). Я, как вы знаете, имел удовольствие управлять Агинским округом в период, когда мы буквально перезапустили социальную сферу — возможностей таких добились, потому много строили и ремонтировали. Я помню период Советского Союза. Но таких масштабов не припоминаю, да ещё, чтобы по всему краю.

Федеральный центр нам только в этом году 2 миллиарда рублей выделил на эти цели. Сегодня начало сентября, и вы знаете, что не все школы удалось после ремонта запустить. Это весьма критично. Я бы даже больше сказал — в текущей ситуации это что-то вроде саботажа или даже предательства. Времена такие ведь, что каждый государственный рубль должен расходоваться по назначению и эффективно. Но не всегда это получается.

— Добиваться эффективного освоения. Работать только с хорошо зарекомендовавшими себя подрядчиками. Своевременно доводить деньги и проводить торги. Расширять персональную ответственность в контроле работ на чиновников региональных министерств, на депутатов того же Заксобрания. Где-то, вы меня простите, должны и надзорные органы работать, разбираясь, как так вышло, что государство деньги выделило, сроки поставило, подрядчик с этими сроками согласился, а дети 1 сентября в школу не пошли. Детям ведь всё равно, что там взрослые дяди и тёти не доработали. Детям нужно учиться, и у нас в достатке возможностей, чтобы им это обеспечить.

Я проехал десятки школ по всему краю, и, знаете, нет ничего лучше, чем видеть счастливых учителей, учительские коллективы, детей, которые получают новую школу. В августе я работал в родном Читинском районе (Жамсуев учился в нескольких школах Читинского района — в Колочном и Угдане, в старших классах учился в школе села Домна — ред.) и видел успешно реализованные проекты. Это, например, новая школа в Смоленке. Говорят иногда шаблонную фразу — храм знаний. Но когда мы посещали школу в Смоленке, у меня такое вот именно сравнение и вертелось в голове — именно храм. Светлый, чистый, открытый для того, чтобы дети и учителя приходили сюда как домой.

Ещё один пример — отремонтированная школа в Яблоновой. Здание 1938 года постройки после ремонта преобразилось. И у людей глаза прямо светятся. Вот ради такого и нужно работать.

— Ради наших людей. Нужно уметь говорить с людьми, слышать их наказы и чаяния, разбираться в проблемах и уметь их решать. И когда эти проблемы решаешь, ситуацию меняешь и чувствуешь, что благодаря этому жизнь становится лучше, вот ради этого стоит работать.

— Достижений тоже достаточно. Но я приведу один простой пример. Мы про него много говорим, но это фундаментальная такая вещь — повышение зарплат наших бюджетников («Единая Россия» выпускала про повышение зарплат — ред.). Застарелая проблема, которую именно благодаря консолидированной позиции «Единой России» в июне удалось сдвинуть с мёртвой точки. Зарплаты выросли уже в июле. Мы получили ресурсы на то, чтобы провести ещё два увеличения за полгода — с 1 ноября и с 1 января. Мы договорились с губернатором о том, что будем совместно изыскивать ресурсы на то, чтобы зарплаты продолжили расти в 2024 году. Глава региона дал поручение с 1 октября повысить зарплаты тем нашим бюджетникам, кто получает МРОТ.

Ну, вот это откровенный успех. И дело чести нашей партии добиться выполнения данных обещаний и продолжить эту работу.

— Думаю, что основную задачу мы выполнили — сделали некий срез ситуации в регионе, добрались практически до каждого уголка нашего большого края. Сработали в этом как команда. Я думаю, что лучше меня и моих коллег по «пятёрке» «Единой России» мало кто сейчас ситуацию в регионе понимает. И нам важно это понимание переложить в перечень конкретных задач, которые мы поставим перед Заксобранием и правительством региона.

— Сомневаюсь. Не видел я политических конкурентов во время своих командировок по краю. Точнее, видел, но только на предвыборных баннерах. С баннеров проблемы не разглядишь.

— Безусловно. И я думаю, что мы это большинство заслужили.

— Потому что больше всех понимаем ситуацию в регионе. Потому что представлены во всех районах — и в представительных органах власти, и в муниципальных администрациях. Потому что нам не надо время на раскачку, не надо погружаться в проблемы, мы их и до этого знали и за последние месяцы детально изучили, так скажем, на местах. У нас готовы люди для работы в парламенте на всех ключевых направлениях. Есть финансисты и производственники, врачи и учителя, профессиональные чиновники — а это тоже важно — и опытные парламентарии, которые прекрасно знают, как добиваться своего в работе с правительством.

Я за политическую конкуренцию, она даёт дополнительные стимулы для развития. Но при решении ключевых вопросов, таких, как повышение зарплат, например, нужно единство. Мы в «Единой России» это единство готовы обеспечить. И обеспечим.