Инна Щеглова возглавила администрацию Читы в конце июля. До этого она работала в правительстве региона, где курировала социальную сферу и, в частности, была одним из основных разработчиков закона о повышении зарплат в регионе. Также она в 2023 году вошла в краевой список партии «Единая Россия» на выборах в заксобрание Забайкальского края.

Предыдущее было опубликовано на прошлой неделе.

— Я бы поспорила с последним вашим утверждением. На все запросы журналистов, просьбы об интервью и комментариях я всегда оперативно реагировала. Это и вашего издания касается. Просто работа вице-премьера более камерная, что ли, бюрократическая. Ключевые решения мы всегда принимали совместно с руководителями органов исполнительной власти, которые я курировала. И, как правило, о них говорили министры, даже если решение я принимала. Поэтому, быть может, сложилось впечатление, что меня было мало в информационном пространстве.

Работа главы городской администрации — это совершенно другая работа. И должность эта в текущей ситуации в Чите предполагает гораздо большую публичность. Конечно, что для меня в какой-то мере волнительно, но я, соглашаясь на эту работу, прекрасно понимала: нужно будет объяснять людям буквально каждый день, чем мы занимаемся, почему принимаем те или иные решения.

— Откуда такое мнение, от таких домыслов я далека. Думаю, что открытыми должны быть и депутаты, и глава городского округа, и руководитель городской администрации. Я точно буду открытым руководителем.

— Из общения с жителями города. Я каждый день провожу встречи с людьми, и вопросы про собак звучат практически каждый раз. У нас довольно странное законодательство, согласно которому собаки не изымаются из городской среды. Мы их, конечно, стерилизуем, вакцинируем и так далее, только агрессия остается. При этом после отлова мы обязаны возвращать их в то же место, откуда взяли, кроме случаев, когда собака демонстрирует открытую агрессию. Очень интересная и очень странная логика, и вы прекрасно понимаете, что, даже если собака мирно себя ведет, разве можно предсказать, что в критической ситуации будет так же? Без укусов и зубов.

— Да почему? Во-первых, он уже меняется — регионы получили больше полномочий по обращению с бездомными собаками. Во-вторых, мы же на выборах боремся за большинство в заксобрании не для того, чтобы количеством мандатов хвастаться, а чтобы менять законы, в том числе на федеральном уровне. Я уверена, что заксобрание нового созыва сразу обратит внимание на важность корректировки законодательства об обращении с безнадзорными собаками. Я сама буду требовать этого от депутатов как глава администрации Читы, именно в краевом центре с собаками больше всего проблем, просто потому, что их тут несколько тысяч.

— Если у региона есть возможность содержать этих бездомных собак, то мы должны строить достаточное количество приютов для того, чтобы всех этих животных — а это прежде всего животные с зубами — убрать с улиц. Если нет — искать другие варианты какие-то. Я уверена в том, что законодательство будет корректироваться под здравый смысл. По крайней мере, я приложу все усилия для этого.

— Про бюджет тоже всё понятно — это основной финансовый документ, на котором основывается вся наша работа. Все наши возможности — это возможности в рамках бюджета. Равно как и все наши ограничения.

Деньги городу нужны всегда. Но то же самое на краевом уровне всегда происходит. Однако наша задача — увеличивать доходы бюджета города: и собственными силами, и привлекая дополнительное финансирование от вышестоящих уровней бюджетной системы.

Бюджет у города проблемный. Доходы — в коридоре 13–14 миллиардов рублей, дефицит — около 300 миллионов рублей сейчас. Много это или мало? Я обычно привожу в пример доходы краевого бюджета — около 112 миллиардов рублей, то есть почти в 10 раз больше. Ну тут, наверное, у любого руководителя горадминистрации возникнут вопросы: как так — в Чите живет треть населения Забайкальского края, а городской бюджет составляет только 1/8 от доходов краевой казны?

Я по опыту прошлой работы прекрасно понимаю, что пропорции тут иначе работают. В районах Забайкальского края основные проблемы сосредоточены, у региона сотни полномочий, зачем сравнивать по населению уровень доходов? Но правильно разбираться в том, как доходы городской казны увеличивать. Вместе с расходами, разумеется.

— Ну, во-первых, нужно работать в рамках текущего бюджетного процесса. Нужно строить работу с Минфином региона, полноценно работать на площадке заксобрания во время рассмотрения и базового законопроекта о бюджете, и во время корректировки действующего закона.

Во-вторых, что очень важно, это создание хороших условий для жизни и работы в Чите. У нас системообразующий налог — НДФЛ, на него около 60% от объема собственных доходов приходится. Будут хорошие условия для жизни и ведения бизнеса, доступное жилье, комфортная городская среда — будет расти население. Ну и мы должны добиться роста благосостояния наших людей, то есть обеспечить рост зарплаты. Если будет этот комплекс факторов выполняться, бюджет будет расти и у города будет больше возможностей для развития.

Это то, что на поверхности. Вообще это огромная черновая работа, конечно. Ее и без меня выполняли, и я приложу все усилия для того, чтобы ее улучшить.

— Я бы в этом вопросе дистанцировалась от популизма. Перераспределение налогов по уровням бюджетной системы обосновано огромным комплексом факторов. Мы всё же в единой стране и в единой бюджетной системе существуем.

По факту мы действительно недополучаем — в прошлом году это 3,6 миллиарда рублей за счет сокращения норматива отчисления с 40 до 15%. Но точно так же очевидно, что регион и Федерация нам дают больше, чем забирают. С третьей стороны, собственные доходы — великолепный стимул увеличения налогооблагаемой базы. В общем, это слишком сложный вопрос, чтобы с плеча рубить. Поэтому я буду работать над увеличением доходов краевого бюджета вместе с коллегами и в городской, и в краевой власти.

Помощь депутатов заксобрания тут первостепенна. В том числе поэтому я в выборах участвую — с тем, чтобы сформировать дееспособный и профессиональный парламент региона.