Ни для кого не секрет, насколько порой опасными могут быть клещи для человека. Серьёзную угрозу для жизни и здоровья представляют те насекомые, которые заражены клещевым энцефалитом. Многие люди считают, что подцепить клеща можно только весной, однако это не так. Пик опасности встречи с этими насекомыми приходится как раз на самый разгар лета.
Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание, которое в основном поражает нервные клетки в организме человека. Это может привести к отёку головного мозга, поражению спинного мозга, потери памяти, нарушении координации, психоэмоциональным расстройствам и полной недееспособности.
Сейчас в краевой инфекционной больнице в Чите находятся шестеро пациентов с клещевым вирусным энцефалитом. Двое из них – в тяжёлом состоянии. И все эти люди не были привиты, несмотря на то, что поставить вакцину от вируса можно в любой поликлинике всего за несколько сотен рублей. Главный врач краевой инфекционной больницы, кандидат медицинских наук и доцент ЧГМА Сергей Лукьянов рассказал, почему люди отказываются от вакцины, которая может спасти жизнь и не дать превратиться в тяжёлого инвалида, как выявить симптомы болезни и благодаря каким схемам лечения врачам удаётся спасать жизни пациентов.
– Тёплое время года – сезон активности клещей. Такие пациенты были, есть и будут. Они разнятся от сезона к сезону. В 2022 году во время постковидной эры заболеваемость клещевыми инфекциями увеличилась. В особенности это касается болезни Лайма (боррелиоза) и клещевого энцефалита.За последние полтора месяца только 12 пациентов лечились у нас в стационаре с клещевым энцефалитом, это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этих 12 человек четверо прошли реанимацию, двое находятся в ней прямо сейчас. Двоих уже выписали. Они сохранили мозг и двигательную функцию. Это была русская рулетка. Все эти люди не прививались. Среди заболеваний, которые передают клещи, выделяют четыре:– анаплазмоз;– эрлихиоз;– боррелиоз (болезнь Лайма);– энцефалит.Обратить внимание нужно в основном про последние, потому что это вирусная инфекция, которая несёт наибольшую опасность для человека. Когда мы говорим про клещевые инфекции, то в первую очередь речь идёт про вирусный клещевой энцефалит. Именно с ним пациенты поступают в реанимацию с поражением нервной системы и дыхательными нарушениями. Вирус может привести и к смерти. Однако в этом году ещё не было летальных исходов. – Уже порядка 20, и вот 12 только за последние 1,5 месяца.
– 6 человек сейчас находятся в стационаре, остальные пролечились и стали инвалидами. В прошлом году у нас было несколько тяжёлых пациентов, среди них ребёнок, которые находились на длительной ИВЛ до месяца. Потом у них жизнь конечно не была уже прежней. Там была длительная реабилитация, мы их передавали в другие медицинские организации для восстановления здоровья. Жизнь этих людей после этого разделилась на до и после. – Всегда спрашиваем. Часто ответ один: понадеялись на русский авось. Большинство людей знают, что нужно прививаться, но думают, что их это не коснётся. – Делается две вакцины с разницей в месяц. Лучше начать вакцинироваться весной. После второй вакцины человек уже имеет гарантированный уровень защиты от энцефалита. Через год ставится третья вакцина, а четвёртая уже через три года.
Чтобы поддерживать иммунитет, нужно будет каждые три года ставить вакцину. Можно применить и экстренную вакцинацию в эпидемиологический сезон, но полноценно работать она начнёт только через месяц. И в этот период в лес нужно будет ходить с особой осторожностью.
– Болезнь Лайма или боррелиоз легче поддаётся лечению, потому что здесь врачи имеют дело с бактериями. Можно вылечиться антибиотиками, однако это нужно делать своевременно. В основном лечим пациентов амбулаторно, но если интоксикация выражена ярко, то госпитализируем.Вообще проблема энцефалитов, особенно у детей, очень серьёзная. Чтобы лечить эту болезнь нужна большая медицина. Для этого необходима многоуровневая лаборатория, мощная клиническая база и определённые технологии. Лечить энцефалит в условиях ЦРБ или первичного звена невозможно. Особенно, если речь идёт о больном ребёнке. Чтобы поставить диагноз инфекционного заболевания, особенно такого страшного, как энцефалит, мы используем целых три лаборатории: Первый уровень – молекулярно-генетическая – исследование ПЦР – оно определяет РНК. Делается в течение рабочего дня. По бактериям тоже определяем с помощью ПЦР, можем даже выявить, какие у бактерий есть мутации. Под каждую мутацию есть определённый антибиотик.Второй уровень – иммунологическая лаборатория. Выявляем антитела. Это не сам возбудитель, а реакция организма на инфекцию.Бактериологическое исследование – это если, к примеру, у человека обнаружили инфекцию и на вирус потом наложилась бактерия.В прошлом году мы открыли лабораторию, в которой в специальных чашках выращиваются бактерии. У нас есть масс-спектрометр, который в течение 20 минут может определить любой вид бактерий. Это очень дорогие и высокотехнологичные исследования. Именно они позволяют нам знать врага в лицо. Вот эта вся сложная и многомиллионная система направлена на то, чтобы своевременно поставить диагноз и начать лечение. Чем раньше его начать, тем больше шансов будет на жизнь и выздоровление.
– У клещевого энцефалита есть противоклещевой иммуноглобулин. Он лечится тем, что в организм человека вводят искусственные антитела. Но их нужно вводить в раннем периоде. Если уже начался отёк мозга, то используем противоотёчную терапию. Многим пациентам требуется респираторная поддержка, потому что возникают нарушения дыхания. У детей при энторавирусных инфекциях помимо энцефалита ещё бывает острая почечная недостаточность – это огромная проблема. До 2022 года в Забайкалье вообще не было заместительной почечной терапии для детей. Мы сейчас единственный стационар, который делает экстрапоральные методы интоксикации. Недавно в инфекционной больнице появился аппарат, который врачи между собой называют искусственной почкой. С помощью него можно делать гемодефильтрацию, плазмообмен и другие процедуры. Это очень крутая и продвинутая почка, и мы сделали в этом году уже порядка 10 процедур, в том числе детям. – Это тоже внутриклеточный возбудитель. Он, к счастью, в большинстве случаев не опасен и протекает в лёгкой форме. – Лихорадочная форма у нас, а энцефалитическая, когда острота процесса прошла и остаются неврологические нарушения, можно вылечить и в других учреждениях. – Состояние тяжёлое стабильное. Они на спонтанном дыхании. Однако это хорошо и значит, что они дышат самостоятельно.
Комментарии