В ноябре 2022 года депутаты Госдумы от межфракционной рабочей группы «Байкал», в которой объединены парламентарии от Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия, обратились в Генпрокуратуру с предложением признать международный некоммерческий фонд Greenpeace* в России нежелательной организацией. Депутат Андрей Гурулев от себя , что Greenpeace* — «явный иноагент с разведывательными функциями, работающий под благовидным предлогом».

И это случилось — 19 мая Greenpeace* . В прокуратуре заявили, что усилия Greenpeace* были направлены на дестабилизацию обстановки в стране и попытку смены власти, а потому он представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ.

Мы вспомнили, как Greenpeace* за практически своего существования помогал такому отдаленному региону, как Забайкалье и жемчужине Сибири — озеру Байкал. Да, фонд критиковал ответственных за нарушения и конфликтовал с крупными аффилированными промышленными организациями, из-за чего был для многих костью в горле, но при этом организация добилась больших побед в охране окружающей среды и сделала многое для сохранения нашей природы. В Забайкалье фонд активно следил за пожароопасной опасной обстановкой, призывал к прекращению профилактических отжигов, оказывал гуманитарную помощь пострадавшим и заострял внимание на многих других проблемах.

Особенное внимание фонд уделял сохранению самого глубокого озера на Земле и сделал немало:

Природоохранники резко высказывалась против профилактических отжигов сухой травы в Забайкалье. Запретить палы в крае Greenpeace* призывал с 2015 года и через борьбы ему это удалось.

Фонд указывал, что профвыжигания возможны только при соблюдении строгих условий: жечь можно на небольших участках, разделенных вспаханными полосами, и только если есть достаточно людей и техники для тушения — всё это оказалось нарушено в Забайкалье, а это означает, что работники леса проводили совершенно бесконтрольное выжигание сухой травы. После катастрофических пожаров в 2014 году Greenpeace* призвал власти региона отказаться от палов полностью, как это сделала Амурская область.

Вице-премьер правительства Забайкалья Геннадий Чупин в январе 2015 года заявил, что профилактические отжиги сухой травы, которые в 2014 году спровоцировали 70% всех лесных пожаров, отменены не будут, поскольку являются необходимыми в крае. Greenpeace* не бросал эту тему. В 2016 году сотрудники организации приезжали в Забайкалье, чтобы привлечь внимание к выжиганиям травы, а также они обращались в прокуратуру из-за нарушений закона во время профилактических отжигов на Ивано-Арахлейских озерах.

После сильных пожаров в 2019 году Greenpeace* России призвал в 2020 году губернатора Забайкальского края Александра Осипова остановить любые поджоги, проводимые муниципальными и лесными службами, пожарными. Чуть меньше чем через неделю Осипов запретил проводить профилактические отжиги в регионе и ужесточил штрафы за нарушение.

После пожаров в 2019 году группа сотрудников Greenpeace* отправилась в пострадавшие районы Забайкалья для доставки гуманитарной помощи. В первую очередь это были медикаменты для ожогового центра в Чите и предметы первой необходимости. Экологи также помогли с доставкой теплых вещей и продуктов для дальних районов.

В 2014 году прибывшие в Забайкалье сотрудники Greenpeace* России договорились с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об участии волонтеров в тушении пожаров. Волонтеры прошли учения, которые фонд организовал в учебном лагере. Новички учились тушить пожары на территории в Ленинградской области. Подобные выезды и тренинги проводили на протяжении . Для «Добровольных лесных пожарных Забайкалья» Greenpeace* не только провел учебу по тушению, но и закупил противопожарные ранцы, воздуходувку-опрыскиватель, средства защиты и средства связи.

Фонд говорил на множество острых и проблемных тем в регионе, призывая краевые власти к справедливости и ответственности. В частности, это были:

Greenpeace* многократно и ежегодно обвинял власти Забайкалья в сокрытии реальной площади лесных пожаров на территории региона. Greenpeace* ссылался на космический мониторинг. Частично, пусть и не в таких масштабах, но об этом говорили и власти: министр природных ресурсов РФ Сергей Донской в мае 2014 года заявил, что в Забайкальском крае занижают площади лесных пожаров в среднем в 1,7 раза. Несоответствие в площадях выявил и Россельхоз, после чего передал данные в прокуратуру. Краевые власти настаивали, что занижение площади пожаров невозможно.

Международная организация собирала подписи в Минприроды России для защиты сибирских кедров из-за того, что министерство позволило увеличить коммерческие рубки этих деревьев в 1,5 раза.

Greenpeace* выступал против того, чтобы правительство Забайкальского края установило коэффициент расходов на лес при расчете платы по договору купли-продажи предпринимателям в размере 16,13, что намного выше, чем ставка для работающих в крае китайских инвесторов.

Экологи «Greenpeace России»* в 2019 году обратили внимание на меры, которые принимает администрация Читы в борьбе за чистый воздух. В программе «Развитие транспортной инфраструктуры на 2017–2030 годы» экологи не нашли действий, направленных на снижение поездок на автомобилях и поддержки велодвижения.

*Организация включена в перечень нежелательных на территории РФ.