.

Женщины рассказали, что после принятия указа Генштаба об отсрочке мужей отпустили из зоны СВО. Возвращались домой они за свой счет. До ближайшего аэропорта одному из мужчин пришлось добираться на попутках.

— Ладно, если пацаны вдвоем-втроем с кем-то добирались. Моего мужа на «Урале» везли до Мамаева Кургана. Сжалились, довезли чуть дальше, на 100 километров до города. Дальше он своими силами добирался до Краснодара, чтобы переночевать у знакомых, а потом на попутках до Сочи. Там он взял за свои деньги билет на самолет и с пересадкой через Новосибирск прилетел в Читу, — рассказывает женщина.

После того как мужчинам в части сообщили об их обратной отправке на СВО, жены многодетных отцов и сами мужчины писали рапорт на имя военного комиссара Забайкальского края Юрия Шувалова с просьбой предоставить призванным отсрочку в связи с их многодетностью. В ответе женщинам сообщили, что направленное в военкоматы указание Генштаба ВС РФ от о непривлечении к призыву мужчин, имеющих на иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет, не вносило изменения в нормы по предоставлению отсрочек, а имело лишь рекомендательный характер. А мужья обратившихся женщин были призваны по мобилизации еще до издания этого указания.

Кроме того, в том же ответе военкомата указано, что, начиная с 21 декабря, указание Генштаба об отсрочке многодетных отцов утратило свою силу, а значит мужчины были мобилизованы на законных основаниях и права на отсрочку не имеют. Однако, как рассказали женщины, их мужья писали рапорт об увольнении сразу после возвращения из зоны СВО, еще — до того, как указ Генштаба об отсрочке отменили. В связи с этим они возмущены, почему их супругов не уволили.

Юрий Шувалов ситуацию корреспонденту «Чита.Ру», ссылаясь на то, что решение по отцам, имеющим троих детей, будет принято в ближайшее время. Дальнейшие разъяснения он обещал дать в конце недели.

Помимо военного комиссариата Забайкальского края, женщины обратились к губернатору региона Александру Осипову, в краевую военную прокуратуру и в администрацию президента. Также жёны мобилизованных подготовили иск в суд. Ответы практически повторяют друг друга — везде сказано, что оснований для отсрочки нет.

В ответе администрации губернатора сказано, что призывная комиссия по мобилизации и военный комиссариат при призыве нарушений закона не допустили.

В ответе военной прокуратуры утверждается, что ни наличие у мобилизованного трех детей в возрасте до 16 лет, ни отсутствие прохождения срочной службы не являются основанием для отсрочки или освобождения от мобилизации.

В администрации президента говорится, что жалоба перенаправляется обратно в Забайкалье — в правительство и в военкомат.

— В военкомате рекомендовали обратиться в штаб 29-й армии, но в штаб нас не пустили еще на входе. Пыталась записаться на личный прием, но там сказали, что начальник никого не принимает. Будем писать письмо, — говорит женщина.

Женщины остались в многодетных семьях без мужчин и несут все тяготы быта и уход за тремя детьми в одиночку. Одна из обратившихся жен живет в частном доме в Чите, его нужно топить и вручную носить воду. Доход при этом у женщины нулевой — она находится в декретном отпуске. Другая обратившаяся работает воспитателем в районном детском саду и зарабатывает около рублей.

— Главное нам, чтобы наших мужиков обратно не забрали. Что мы пережили за эти два месяца, пока они там были, и то, что они там переживали, и мы с тремя детьми, это, конечно…

Мне с тремя детьми тяжело в частном доме. У меня печное отопление, я не могу маленьких детей оставить с горящей печкой и уйти в аптеку или за продуктами. За водой нужно идти пешком, в ведерке воду таскать. Я одна с детьми. Ближайшие родственники — пожилые люди с инвалидностью, за ними самими уход нужен. Если нужно куда-то идти, я их всех собираю, одеваю и мы все вместе шагаем. Да, мне дали дрова, да, мне дали подарки, да, дали в администрации. Как это было — мне говорят: «Подождите, не кричите, не кричите. Вам выплатили?» Я говорю:

Представьте, какое моральное и психологическое состояние у семьи? У меня нет сил уже. Я хожу повсюду весь сентябрь, весь ноябрь, весь декабрь. Когда-то конец будет? Их вернули, но почему их сейчас обратно-то забирают?

Да, их вернули, так пусть они при части будут здесь. При части они готовы служить. Я просила командира оставить его здесь, но он говорит: «Нет, я не могу. Он не мой, он военкомата».

Всё до смешного доходит. Нам всем подарки выдали на Новый год, а Наташе (второй жене многодетного отца, обратившейся в редакцию.) ничего не дали. Ни подарков, ни дров, которые она просила. Она звонила в соцзащиту, спрашивала, а там говорят: «Дак он же у вас приехал, вам не положено». На что она возразила, что он всё еще не уволен, — рассказала женщина.

***

По последней информации, которую женщинам предоставили в военкомате, по вопросу призванных многодетных отцов будет собрана мобилизационная комиссия. Женщин попросили собрать документы, подтверждающие наличие троих детей, и отнести в военкомат.