Расставляем фигуры на доске. Разыгрываем очередность ходов. Яне выпадают белые. Мои познания в игре заканчиваются на том, что конь ходит буквой Г. И было понятно с самого начала, что пытаться победить юную чемпионку мира совершенно бесполезно. Но когда еще выпадет такой шанс. Может, через пару лет она станет всемирно известным гроссмейстером. А я потом буду хвастаться, что когда-то ей проиграла.

Первый ход. Пешка Яны двигается Е2 — Е4.

— Да.

— Просто так научили.

, — отмечает отец Яны Доржи Минжурдоржиевич. —

После первого хода еще рано делать какие-либо выводы и ставить ставки на победу. Каждый из игроков в любой момент может совершить ошибку, которая перевернет ход сражения. Продолжаем игру. Я первой рублю пешку. И тут же лишаюсь своей. Играем, конечно, без часов. «Без них партия может длиться и до утра», — подмечает Доржи.

— Нет. Просто занимаюсь. На тренировке мы в основном смотрим дебюты и решаем задачи. Играем нечасто. Перед турниром определяется соперник, надо изучать его партии. Дома иногда играю с онлайн-соперниками.

— Бывает, но редко. У меня с роботом шансов нет. Программа играет лучше людей.

— В процессе тренировочных занятий, разумеется, изучаю большое количество партий выдающихся шахматистов разных лет. Если говорить о конкретных именах, то здесь явных предпочтений нет.

— Наверное, да.

— Минут по 40 можно обдумывать ход.

Продолжаем играть. Я больше включаюсь в беседу, нежели слежу за фигурами. Яна, наоборот, внимательно смотрит за доской. Не прошло и пяти минут, мне ставят шах. Я его даже не заметила. У меня остается один возможный ход — закрыть короля, подставив ферзя.

— У меня больше материала. И позиция более выигрышная.

Отец Яны замечает мою беспомощность и немного подсказывает.

— Если противник не будет ошибаться, то я скорее проиграю.

— Мне кажется, надо было ладью подставлять.

— Да. В таком случае надо продолжать играть. И надеяться на ошибку соперника.

— Наверно.

Делаю еще несколько попыток. Но и они лишь на пару ходов продлевают жизнь моего королевства. Раз, два, мат. Король капитулирует.

Протягиваю руку, чтобы проявить уважение к сопернице. Я видела в кино, что так принято делать. Пожимаем руки. И еще раз расставляем фигуры. Теперь за белых играть буду я. Копирую тактику — тоже начинаю с Е2 — Е4. Минуту играем молча. А я уже предвкушаю свой конец.

подсказывает Доржи

Мне совет несильно помогает. Яна уже перехватила инициативу и очистила центр от белых. Одни фигуры съедены, другие попытались скрыться и отступили.

— Мне приятно выигрывать, но звания и титулы не имеют принципиального значения. Пока во всяком случае. Я являюсь членом юношеской сборной России с 2018 года. Хотела бы попасть в женскую сборную России по шахматам, стать гроссмейстером.

— Нужно набить подходящий рейтинг, выполнить нормы. В женских шахматах рейтинг нужен 2300, в мужских — 2500. Рейтинг плавает, сейчас он стабильно держится на уровне 2200. Немного падает и поднимается.

— Баллы начисляются за победы на турнире. За поражение, наоборот, отнимаются. Количество баллов зависит от твоего соперника. Если победишь более сильного игрока, получишь больше баллов, в районе 16.

— Они все должны быть сильнее меня. Если они слабее, получу в районе 3–6 баллов. Сложно сказать, сколько времени на это уйдет.

— Перед основными важными турнирами буду ездить туда, а затем на соревнования. Большую часть своего времени я провожу именно на турнирах.

— В одном турнире в основном девять туров. Турнир длится девять дней. В 2022 году я посетила около 18 турниров. Бывает, что подряд идут три турнира. Например, два классических, а между ними — быстрые или блиц.

— Классические. Игра отличается контролем времени. Можно играть 3–4 часа и больше.

— В середине января поеду. Буду 10 дней там, потом начнется турнир в Челябинске, Международный шахматный фестиваль «Мемориал М. А. Лозоватского». Он продлится две недели.

— В основном я участвовала в женских турнирах. В 2022-м были игры уже на взрослых соревнованиях. Это был такой адаптационный период. В 2023 году буду начинать соревноваться против мужчин, чтобы повысить класс игры. И женских турниров проводится мало.

— Считается, что женщины менее сильные.

— Были девушки разных возрастов, но все старше.

— В принципе, без разницы. Просто играешь. Надо готовиться. Шах.

Я опять попала в ловушку. Пробую сделать рокировку — под шахом это запрещено. Остается только сдаться. Эта игра продлилась 10 минут.

— Да, играла. Много их было.

— Черногория, Белоруссия, Латвия, Испания, Румыния, Сербия, Словакия, Турция.

— Не особо часто получается погулять. Турнир идет. Зачем гулять? Готовиться надо. А после 5– игры отдыхать хочется.

— Последние три года был очень напряженный график соревнований и сборов, домой удавалось приезжать нечасто. Сначала скучала по дому, сейчас уже привыкла.

— Да, я учусь экстерном в классе Агинской средней школы . Конечно, сложно совмещать профессиональные занятия шахматами и учебу в школе. Приходится много работать с репетиторами и самостоятельно заниматься.

— Много. Ими родители занимаются, расставляют. За каждую победу дают медаль, кубок, грамоту. Еще бывают денежные призы.

— На суперфинале было около рублей.

— Нет, моя работа — это тренировки и участие в соревнованиях. За это получаю зарплату.