Алексей (имя изменено по просьбе героя. — ), окончив бакалавриат в Москве, решил переехать для учебы в Германию, рассчитывая найти там работу и остаться жить. Четыре года назад молодой человек осуществил задуманное, сейчас он живет в Магдебурге, работает и планирует открывать свой бизнес.
О том, к каким особенностям немецкой жизни ему было сложнее всего привыкнуть, об отношении местных к русским и о том, реально ли сейчас переехать на ПМЖ в Германию, Алексей рассказал .
— На мое решение переехать повлияло в первую очередь отсутствие видимых перспектив для человека моей специальности в России, — рассказывает Алексей. — Учась здесь на инженера по безопасности, я понял, что самая большая перспектива для меня — либо работать на государство, либо устроиться в какую-нибудь фирму инженером по охране труда и получать 60 тысяч в месяц.
Помимо карьерных перспектив, образование, которое я здесь получал, тоже сложно было назвать качественным. Поэтому я не хотел оставаться в этом же университете на магистратуру и в итоге принял решение поступать в Германию.
Алексей выбрал именно эту страну, так как организовать переезд туда, по его словам, было проще всего, а для дальнейшей жизни и карьеры Германия — очень перспективное место. Специалисту его профессии после выпуска можно рассчитывать на зарплату 50–60 тысяч евро в год, а во время учебы, даже без стипендии, на подработках можно зарабатывать достаточно, чтобы ни в чем не нуждаться.
— Сама учеба в Германии для всех бесплатна, — продолжает Алексей. — В моем случае надо было платить только 120 евро в семестр, куда входил сбор за библиотеку и билет на общественный транспорт на семестр.
Также в Германии, в отличие, например, от Испании, можно после учебы остаться на 1,5 года на поиск работы и, найдя работу, получить EU Blue Card или рабочую визу. После двух лет работы можно подавать на ПМЖ.
— На данный момент я работаю в сфере кибербезопасности на полставки. В свободное время я готовлюсь к тому, чтобы открыть свой бизнес. В январе отправлю заявку на государственное безвозмездное финансирование в размере 150 тысяч евро, чтобы можно было попробовать посвятить себя полностью предпринимательству.
— По моим ощущениям, и такое же впечатление сложилось у других моих знакомых, переехать учиться в Германию далеко не так сложно, как можно подумать, — признаётся Алексей.
— Тут нет экзаменов, поступление ведется по среднему баллу. Загрузил все документы онлайн на специальном портале — и ждешь. Самый большой вызов — это подтверждение финансирования. Для этого нужен либо специальный счет в немецком банке с суммой не менее 11 тысяч евро, либо спонсорское письмо от немецкого гражданина. У меня был второй вариант. После того как все документы собраны, процесс идет довольно гладко.
Я заранее начал учить язык, так как моя специальность была на английском и немецком. Мне нужно было сдать языковой экзамен по обоим языкам, чтобы поступить. Поэтому я приехал в Германию уже с уровнем С1 (продвинутый) и достаточно неплохой языковой практикой. Тем не менее были свои трудности. И всё же спустя полгода я полноценно адаптировался в языковой среде, привык ко всем возможным акцентам и начал говорить свободно.
— За четыре года пребывания в стране у меня уже немного стерлись границы того, что характерно только для жителей Германии, а что свойственно всем людям в принципе.
Поэтому пришлось научиться самому начинать говорить до того, как собеседник закончит, чтобы получить шанс быть услышанным. Долго не мог к этому привыкнуть. Еще для немцев мой голос оказался слишком низким, и, по их мнению, я всё время звучал недружелюбно.
— Еще немцам привычно «неэмпатичное», прямое общение, — продолжает Алексей. — Они высказывают то, что думают, не считая это проблемой, даже если такая прямота разрушает их отношения.
И последнее, что показалось мне непривычным, — это закрытость социального круга. Впервые в жизни при знакомстве со своими одногруппниками от одного из них я услышал фразу: «Я тут всего на два года, поэтому не собираюсь заводить друзей». Так и было: он каждые выходные возвращался в свою деревню, из которой он родом, и ни с кем не общался. И это не единственный подобный случай.
В Германии, по словам Алексея, к нашим соотечественникам относятся как и раньше — точно так же, как и к другим людям.
— Я чувствую себя здесь человеком, который защищен всеми возможными законами против дискриминации.
По этому принципу здесь живут все, по моим ощущениям. Меня никто не притеснял, потому что я из России, вообще, немцы не обращают внимания на национальность. К россиянам они относятся даже с некоторым пониманием и сочувствием после начала спецоперации. Спрашивают всегда, как там родственники в России и чем они могут помочь.
Во всём остальном, по словам молодого человека, никаких изменений не произошло. Русские всё так же могут получать гранты и участвовать в каких угодно программах, получать образование и искать работу.
— Я сам сейчас подаю на грант для предпринимателей, никто палки в колеса не ставит, никто не смотрит, какой у меня паспорт. Важно, что у тебя в голове и какие у тебя компетенции, а так ты для всех просто человек.
— Уровень цифровизации в России на порядок выше, чем здесь, — убежден Алексей. — Банки вроде «Тинькофф» — это рай по сравнению с тем, что мы имеем в Германии. Услуги можно оформлять быстро, всё в одном приложении, техподдержка отвечает оперативно.
В общем, всё, что касается цифровых технологий, в России лучше. У меня в городе на картах даже нельзя построить маршрут общественным транспортом. И всё на бумаге делается. Столько бумажных писем я еще никогда не получал.
— В Германии же лучше вся физическая инфраструктура: поезда, улицы, дома — всё это в идеальном состоянии и сделано для людей. Ну и самое главное — чувство защищенности. Я еще ни разу не сталкивался здесь с каким-то беззаконием или беспределом. Тут знаешь, как всё работает и что так работает оно для всех. Создается ощущение, что твоя судьба в твоих руках.
Ну и жизнь здесь гораздо легче — даже работая кассиром в супермаркете, можно зарабатывать 2400 евро в месяц, чего более чем достаточно для жизни. Самое дорогое элитное жилье в моем городе стоит 1700 евро в месяц, включая коммунальные услуги.
Ранее мы публиковали . Он рассказал об отношении к нему местных жителей и поиске работы.
Читайте также колонку журналиста, после объявления частичной мобилизации, и .
Комментарии