Запасы новых иномарок некитайского происхождения подходят к концу, а остатки продаются по заоблачным ценам: скажем, за последние Renault Duster просят миллиона рублей. Во избежание дефицита еще весной дилерам разрешили так называемый «» — ввоз автомобиля без разрешения владельца бренда. Первое время процедуру тормозили законодательные и логистические ограничения, но вот наконец схема заработала. В списке «параллельных» моделей есть и те, что не были представлены в России официально, то есть в каком-то смысле ассортимент даже расширился. Разбираемся, сколько стоят такие машины и действует ли на них гарантия.

Компания «Авилон» начала импорт из Китая седана Volkswagen Bora, который по характеристикам близок , а в России одно время был известен как Volkswagen Jetta.

«Бора» вышла на рынок КНР в 2018 году и построена на платформе MQB. В Россию ее везут с обоими типами двигателей: атмосферником (113 ) или турбомотором (150 ). Коробка передач в первом случае — гидромеханический автомат, во втором — семиступенчатый преселективный робот. Стоимость автомобилей 2022 года выпуска в России начинается от 2,5 миллиона рублей, причем разница между атмосферником и турбомотором небольшая — 100 тысяч. Комплектация сразу неплохая, например, есть климат-контроль, парктроники, подогревы сидений, шесть подушек безопасности, система стабилизации, мультимедиа.

В целом, Bora получается дешевле последних Skoda Octavia нижегородской сборки, за которые просят в диапазоне от 3 до 4 миллионов рублей (без учета скидок). При этом в Китае Bora стоит от 115 тысяч юаней, что эквивалентно примерно миллиону рублей.

А вот непривычная модель — компактный кроссовер Chevrolet Tracker, прямой конкурент Hyundai Creta, но исключительно переднеприводный. Автомобиль выпускают в Узбекистане и Казахстане, и российские дилеры в разных регионах наладили ввоз с завода «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, который находится недалеко от российской границы. Автомобиль имеет литровый турбомотор и шестиступенчатый автомат, а комплектация сразу богатая, например, есть камера заднего вида, четыре подушки безопасности, литые диски, мультимедиа, климат-контроль. Стоимость начинается от миллионов рублей, что выглядит конкурентоспособно на фоне Creta, за которую дилеры просят в среднем от 2,5 миллиона. При этом в Казахстане Tracker стоит около 11 миллионов тенге, то есть от 1,4 миллиона рублей. делает разницу в цене умеренной.

Кстати, помимо казахстанского Tracker у российских дилеров появились еще более экзотические Chevrolet — кроссоверы Groove. Они еще компактнее (длина — 4220 мм) и являются перелицованными версиями китайского , который был разработан при участии концерна General Motors. Машины китайской сборки стоят в районе 2,35 миллиона рублей за версию с бензиновым мотором (105 ), вариатором и в неплохой комплектации: климат-контроль, камера заднего вида, мультимедиа, система стабилизации, шесть подушек. Привод, как и у «Трекера», только передний.

Для сравнения: еще одним конкурентом Hyundai Creta является , который продается через официальных дилеров и стоит от 2 миллионов рублей. То есть в принципе параллельный и официальный импорт из Китая предлагает близкие условия.

Группа компаний «КЛЮЧАВТО» наладила массовые поставки «параллельных» автомобилей, и на складе компании сейчас более 4 тысяч Toyota, Lexus, Mazda, Mercedes, BMW, Land Rover и ряда других брендов. Во всех случаях речь о новых машинах экологического класса «Евро-5».

— Мы настроили цикл параллельного импорта новых машин под ключ: таможенное оформление и сертификация на стороне нашей компании, — рассказал нам представитель холдинга. — На автомобили предоставляется двухлетняя гарантия от группы компаний «КЛЮЧАВТО». Обслуживать машину можно в любом сервисном центре нашей группы. Из дополнительных плюсов — возможность приобрести машину, которая ранее не была представлена в РФ.

Конкретизировать логистику поставок «параллельных» машин в компании отказались, но подчеркнули, что клиенты могут оформить сделку в любом автосалоне группы компаний: недавно точка продажи появилась и в Челябинске.

— В наших ближайших планах — расширение списка поставляемых брендов и наращивание доли автомобилей, ввезенных параллельным импортом, — добавила директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.

По данным «КЛЮЧАВТО», наибольшей популярностью пользуются Toyota RAV4, Camry, Corolla, Mazda , Chevrolet Captiva, Suzuki Vitara. Стоимость RAV4 и Camry начинается от 3 миллионов рублей, Mazda — от 4 миллионов. Есть и экзотика, например, вместо привычной «Камри» можно купить ее аналог — Avalon, который продается в США и Китае: цена начинается от 3,3 миллиона рублей. Насколько можем судить, «КЛЮЧАВТО» ввозит такие машины именно из КНР.

Еще один ориентированный на КНР автомобиль — Mazda , технически близкий к популярной в России Mazda . Стоимость стартует от 3 миллионов рублей за машины с двухлитровым мотором (158 ), автоматом и передним приводом. Полноприводные бывают только с моторами (192 ), но в Россию такие версии пока не возят.

Параллельный импорт усилил и другой необычный тренд — поставки новых электромобилей. Например, «Авилон» и ряд других дилеров предлагают крупный кроссовер Volkswagen ID.6 китайской сборки. По размерам он практически идентичен Volkswagen Touareg, но бывает только электрическим. Мотор развивает 204 , декларируемый пробег на зарядке — более 500 километров (но это очень зависит от режима езды). Привод у поставляемых в Россию версий — только задний, а цена кусается: не менее миллионов рублей.

Плюсы параллельного импорта по большей части описываются известной русской пословицей: на безрыбье и рак рыба. На фоне китайских кроссоверов, которые доминируют в ценовой категории свыше 1,5 миллиона рублей, параллельные машины выглядят вполне конкурентоспособно, хотя большая часть их ввозится также из Китая. Но они делаются на официальных заводах марок и несут более привычные для россиян бренды.

Поскольку параллельным импортом занялись крупные автохолдинги, в частности, «АВТОДОМ», «Авилон», «КЛЮЧАВТО», Fresh Auto, с точки зрения клиента процесс покупки выглядит плюс-минус так же, разве что в большинстве случаев нет возможности протестировать выбранную модель. Документы, как правило, готовятся под ключ, поэтому постановка машины на учет не должна вызвать сложностей.

Автохолдинги обещают обслуживание и поставку запчастей, но здесь могут быть нюансы. Объемы ввоза экзотических моделей вроде Chevrolet Groove небольшие, поэтому формировать полноценные склады запчастей для них вряд ли целесообразно: если условные Creta продавались в России сотнями тысяч, то «Грувы» — дай бог сотнями.

Остаются и вопросы с гарантией, потому что производители не несут ответственности за машины, ввезенные в обход запретов, существовавших в докризисные времена. Автохолдинги по-разному решают этот вопрос. Кто-то предоставляет собственную гарантию, кто-то предлагает комбинации гарантии и страховки: то есть ремонт будет выполнять дилер, а оплачивать — страховая. Но сроки гарантии меньше и составляют года, тогда как сами производители предлагали обычно лет.

Зато параллельный импорт открывает доступ к более широкому ассортименту машин, чем существовал в России в последние годы. Другой вопрос, есть ли у россиян деньги на заморские кареты, которые стоят теперь дороже квартир.

А тем временем . Традиционные же марки .