— Читагражданпроект и другие проектные организации в крае настолько загружены, что не могут выполнить весь объем задач. Власти вынуждены обращаться к другим проектным институтам.

Мы порой берем подряд и сталкиваемся с тем, что проект не соответствует действительности. Чаще всего проектировщик даже не выезжал на объект, не знает местность, геодезию делает вслепую. Бывает так, что проектом предусмотрен обычный грунт, а на месте — скала. Строители долбят скалу месяц и начать работы не могут, потому что решают задачу, которой не должно быть, — сказала Шиллер, отвечая на вопрос о проектировщиках из других регионов.

В качестве положительного примера она рассказала о компании из Белоруссии, поставляющей насосные станции, специалисты которой приехали в край, выехали в районы и сделали технические решения.

— Нас это удивляет — одни приехали из Белоруссии, а другие не могут до условного Хилка доехать. Нет системности, так как нет понимания и сроки короткие. За три месяца условно надо всё подготовить, провести торги и отдать подрядчику. Мы в итоге каждый раз сталкиваемся с ошибками.

Проектировщики могут быть не местными, но в любом случае их проверяет Госэкспертиза. Большой вопрос, как она это делает. Я могу сказать, что мы в 99% случаев проекты переделываем в той или иной части. Это влияет на сроки, а потом говорят: подрядчик плохой, не может сделать работу, — пояснила Лиана Шиллер.

С ее слов, никто не несет ответственность за ошибки в проекте — ни его автор, ни проверяющая документы Госэкспертиза.

— У заказчика главная задача — реализовать бюджетные деньги. Ему неважно, как это будет, главное — чтобы деньги к концу года были реализованы. Если есть угроза, что деньги не освоят, то будет виноват подрядчик. Легче с ним контракт расторгнуть, оштрафовать, всем рассказать, какой он плохой. <...> Властям [на местах] вообще ничего не надо, нет заинтересованности в строительстве школ или домов. Для них это лишние проблемы и необходимость что-то делать. Коммуникации нету — это тоже проблема. <...> Когда нет слаженности, то нет и результата, — подытожила глава Союза строителей.